Главная » Газета » Решится ли власть?

Решится ли власть?

МЭФ 2

На днях министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая в Совете федерации, сообщил, что дефицит региональных бюджетов, которые еще в 2012 году исполнялись с профицитом, в 2014 году может составить 200 млрд рублей.

А днем ранее депутаты Думы, рассматривая проект бюджета страны на 2014-2016 годы, в котором предусмотрено снижение расходов по многим значимым социальным статьям, расценили его как бюджет «торможения и консервации нищеты».

Несмотря на высокие цены на нефть, а на долю сырьевого экспорта в РФ приходится более 80 процентов,  экономика встает. Что происходит? Ответы на эти вопросы и пути решения проблем ищут российские экономисты и  промышленники.

«В тупик экономику России загнало колониальное правительство»

В первых числах октября в Москве в конгресс-зале ТПП России под председательством президента промышленного союза «Новое cодружество»  Константина Бабкина проходило заседание макроэкономической секции Московского экономического форума, посвященное оценке текущей экономической ситуации в стране (стенограмму выступлений можно посмотреть здесь). Одной из главных причин тяжелой ситуации в экономике собравшиеся назвали бездействие правительства РФ, отметив, что при этом кабмине кризис во всех сферах экономики будет только усугубляться.

«Из недавнего выступления премьер-министра России Дмитрия Медведева ясно, что, как он сказал, в нашей экономической ситуации виновата государственная экономика, которая тормозит развитие. Медведев также сказал, что нужно отказаться от неконкурентных производств, а у нас все неконкурентное производство, так что, все на слом? А что вырастет на этом месте, я не знаю. Премьер-министр добавил, что локомотивом нашей экономики будет малый бизнес — от девяти человек и больше. Что, эти девятичеловечные предприятия смогут конкурировать с мировыми компаниями? Нет»,- заявил во время своего доклада  заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев.

По его мнению, помочь нашей экономике может усиление влияния государства в экономической сфере. «Какая бы коррупционная наша власть ни была, все равно надо брать в руки экономику и развивать. Государство должно определить приоритеты развития экономики, что мы хотим производить? Давайте развивать конкурентоспособную промышленность, давайте упраздним налог на добавочную стоимость, в советское время этого не было, этого нет в США. Давайте сделаем три-четыре процента ставку рефинансирования, вот и будут доступные кредиты. Нужно действовать, а не гадать, что же будет дальше», — предложил Арефьев.

В свою очередь профессор МГИМО Валентин Катасонов напомнил, что страна начала катиться вниз еще 20 лет назад. «20 лет назад произошло трагическое событие в нашей истории – обстрел Дома советов, и тогда страна начала катиться вниз. Сейчас, если называть все своими словами, то надо говорить не «правительство», а колониальная администрация. И тогда сразу понятно, что какие-то челобитные писать в адрес этой администрации совершенно бесполезно и бессмысленно. Наше правительство, то есть колониальная администрация, оно ничем не управляет, потому что последнее 20 лет нашей страной управляли извне», — сказал Катасонов.

С такой позицией согласился экономист и публицист Юрий Болдырев. «Я никак не могу найти логику в действиях власти, когда она говорит, что нужно развивать национальное производство. А где истоки отсутствия логики? Истоки в перевороте, который произошел 20 лет назад, в государственном перевороте. Мы должны помнить, что те люди, которые погибли 20 лет назад, защищали правительство. Сейчас то правительство, которое есть, не выполняет своих обязанностей. Система государственного управления неадекватна и не соответствует целям страны. Сейчас невозможно скрыть торможение экономики и наступление на социальные программы. Неутешительны кадровые изменения в Центральном банке, в Счетной палате. Премьер-министр Дмитрий Медведев сформулировал очень четко, к чему стремится власть – постиндустриальное общество. Но те цели и задачи, которые ставит перед нами власть – неадекватны. Власть хочет почивать на постиндустриальных лаврах, и чтобы Китай, Евросюз и США за нас производили тракторы. Но никакого постиндустриального общества не будет, пока не будет ясно и однозначно поставлена цель развития национального производства, до тех пор все остальные частные меры бессмысленны», — сказал Болдырев.

«Я горжусь тем, что я живу в этой стране, где министр финансов на заседании правительства узнает по смске, что у нас кредиты дают под 25%.  Как говорится, без комментариев…Если правительство РФ сегодня исчезнет, никто не заметит этого, у нас есть аппарат президента, который поддержит страну в любое время. Если судить по действиям Правительства, которое меняет время, затем отменяет это решение, потом выясняется, что у нас Олимпийские игры, значит нельзя отменять, то его уже трудно назвать Правительством, это уже клуб по интересам, причем там интересы уже совсем другие, вовсе не государственные», — заметил в свою очередь президент Фонда солидарности акционеров Московского нефтеперерабатывающего завода Алексей Рулев.

В свою очередь академик РАН, директор Московской школы экономики Александр Некипелов обозначил еще одну проблему, которая также сильно влияет на экономику нашей страны.

«Разве не странно, что как только меняется министр, он сразу меняет весь состав министерства, вплоть до уборщицы, это тоже сильно влияет на экономику. Аппарат должен функционировать по жестким правилам, и работать там должны люди, которые соответствуют всем требованиям, а приход нового министра никак не должен влиять на их положение», — заявил Некипелов.

«За 10 лет в Министерстве топлива и энергетики поменялось 15 министров, на 16-ом я ушла, поняв, что от их смены в отрасли все равно ничего не меняется», — поддержала академика председатель подкомитета по моторному топливу комитета энергетики и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты РФ Наталья Шуляр.

Во время заседания секции докладчики сошлись во мнении, что российская экономика демонстрирует серьезные проблемы. Базовый показатель эффективности – ВВП — замедлился в 3 раза (с 4,3% в 2012 году до 1,4% в 2013). Динамика промышленного производства стоит на месте (индекс – 0%, годом ранее — плюс 3,2%). В 2013 году на 25% выросла просроченная задолженность по заработной плате, растет безработица. Прибыль компаний упала более чем на 20%, прибыль в сельском хозяйстве сократилась в 2 раза. На фоне стабильно высоких цен на нефть (выше 100 долл. за баррель) и роста экономик остальных стран БРИКС очевидно, что корни этих проблем в основном находятся внутри России, а не за ее пределами, подчеркнули эксперты. Участники МЭФ составили пять пунктов, которые, по их мнению, позволят говорить о переменах в экономике страны. В частности, эксперты считают, что в первую очередь необходимо снизить тарифы на услуги естественных монополий за счет оптимизации схем предоставления услуг и ужесточения контроля за ними. Кроме этого, следует обеспечить снижение ставок по кредитам, уменьшить налогообложение инвестиций и модернизации производств, а также нужно отказаться от налога на добычу полезных ископаемых и акцизов для внутреннего рынка.

В ходе обсуждения прозвучали и неординарные предложения. Так, один из руководителей машиностроительного предприятия, посетовав на то, что отрасль не сможет выдержать еще один кризис, предложил деньги, затраченные на рекламные ролики «Газпрома», отдать на спасение машиностроителей. «Мы готовы на каждом комбайне и сеялке написать – «Газпром – национальное достояние», и пусть они ездят по полям! Вот это будет польза», — предложил директор компании под одобрительные аплодисменты собравшихся.

Почему наше электричество самое дорогое в мире?

На той же неделе в Торгово-промышленной палате РФ прошла конференции по ценообразованию на розничном рынке электроэнергии, функционирование которого вызывает множество нареканий и промышленников, и экономистов, а правительство даже высказало намерение ввести нормы потребления электроэнергии.

Как отмечалось на конференции, электричество у нас — одно из самых дорогостоящих в мире, при том, что по электроэнергетическим мощностям, выработке и сбыту электричества Россия – также в числе мировых лидеров. По износу же этих мощностей и электросетей (в целом, не меньше 60%) – тоже. Парадокс?

В самом деле: гражданин США платит за один киловатт-час примерно 11 центов, а гражданин России – минимум 21 цент. Это при том, что уровень зарплат, пенсий и социальных выплат в США, как известно, несопоставимо выше, чем в РФ.

Причины тут взаимосвязанные. И главная из них состоит в том, что в России на пути между производителем электричества и его конечным потребителем, — будь то предприятие или рядовой гражданин, – немалое число посредников. Причем, многие включают в тариф, по которому электричество сбывается потребителям, и так называемую «инвестиционную составляющую», то есть стоимость своих инвестиционно-производственных проектов, годами числящихся только на бумаге. Хотя в мире такая практика просто исключена.

Кроме того, и растущие расходы по ремонту «электрообъектов» также, прямо или косвенно, включаются в тариф для потребителей.

При этом, как отметил в ходе форума первый замдиректора Института проблем естественных монополий РАН, профессор Булат Нигматуллин, потери электричества (и, в целом, энергоресурсов) при производстве условной единицы продукции в РФ – одни из максимальных в мире. Потому в подавляющем большинстве отраслей остаются высокими потребление и, соответственно, расходы по оплате дорожающей электроэнергии.

В структуре валового внутреннего продукта РФ суммарные расходы по оплате электроэнергии превышают 4,5%, в то время как, например, в Германии этот показатель минимум в полтора раза ниже, а в США – вдвое ниже.

Что же касается госрегулирования в этой сфере, то оно, по мнению бывшего председателя Федеральной энергетической комиссии (в 2001-2004 гг.), доктора экономических наук Георгия Кутового, присутствовавшего на форуме, в основном бессистемное, недостаточно увязанное как с ситуацией в электроэнергетике ряда регионов, так и с особенностями «электропотребления» в регионах и отраслях.

Все эти причины и привели к тому, что в целом по РФ объемы потребления электроэнергии падают. Всё большее число предприятий переходит на свое собственное электро- и теплоснабжение. А объемы выработки электричества и тепла на промпредприятиях уже позволяют в ряде регионов поставлять их непроизводственным потребителям. Причем по низким ценам.

Так, по данным президента Тульской ТПП Юрия Агафонова, за считанные месяцы 2013-го стоимость одного киловатт-часа для промышленных предприятий области увеличилась чуть ли не на треть; по данным президента Рязанской ТПП Татьяны Гусевой, данный показатель в этой области возрос более чем 40%. Схожие пропорции роста «электрических» расценок для промышленности во многих других регионах. По оценке вице-президента ассоциации «Станкоинструмент» Дмитрия Демчука, расходы этой «межотраслевой» отрасли на электроэнергию в 2013 г. выросли в региональном разрезе на 29-63%.

В результате совокупные долги за потребленную или отгруженную электроэнергию в целом по РФ уже превысили 100 миллиардов рублей. В ряде случаев, по данным участников конференции, некоторым регионам и предприятиям удается платить за электричество по ценам первого или второго квартала 2013 г. Ибо эти расценки менее высокие, чем нынешние. Но это, как и временная «заморозка» тарифов, — конечно, не системное решение проблемы.

Участники форума предложили пересмотреть государственную политику в электроэнергетике, в том числе ее нормативно-законодательную базу, в сторону потребителей. И, соответственно, выработать принципиально новое законодательство для этой стратегической отрасли, системно регулирующее ценовую политику электрокомпаний.

Но решится ли власть на такие меры?..

Мария СТЕПАНОВА, Накануне.Ру

Валентин САБУНИН, Столетие.Ру

Об авторе

Количество записей : 3414

Оставить комментарий

Вы должны быть авторезированы чтобы оставлять комментарии.

© 2013-2023 PromportalNDG.ru

Scroll to top