Реальный сектор: рекордные убытки
Что происходит с экономикой и как правительство оценивает состояние дел в реальном секторе?
Вот сообщение Минэкономразвития за 25 марта текущего года:
«Ситуация в экономике остается сложной, но наметились признаки стабилизации, заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев по итогам совещания президента Владимира Путина с членами правительства.
В частности, по словам министра, в последние недели стабилизировалась инфляция, которая замерла на одном и том же значении. Пик инфляции, по его мнению, уже пройден, кроме того, пройден пик изменения курсовых соотношений.
Кроме того, Алексей Улюкаев считает, что неплохая ситуация в российском банковском секторе, хотя в реальной экономике ситуация пока хуже. Там наблюдаются высокие процентные ставки, а также проблемы с оборотными средствами.
«Но проблемы находятся в разрешении, в том числе и с учетом мер, предлагаемых правительством», — сказал он»
И вот цитата с новостной ленты «Российской газеты» за 31 марта: «Премьер-министр Дмитрий Медведев встретился с главой Счетной палата Татьяной Голиковой, которая представила главе кабинета министров отчет о выполнении федерального бюджета в условиях кризиса и работе по антикризисному плану.
В Счетной палате по результатам первого квартала фиксируют лучшее за последние годы исполнение бюджета. «Впервые за очень, очень долгий период бюджет первого квартала исполнен на 25 процентов по расходам от росписи, то есть, четверть от года», — подчеркнула руководитель СП. Это на 27 процентов лучше, чем за аналогичный период прошлого года».
Кстати, Татьяна Голикова сообщила, что из 60 пунктов антикризисного плана правительства (которое, видимо, проигнорировало призывы промышленников о необходимости помогать производству, а не банкам) «19 выполнены — по ним приняты необходимые документы и выделены средства. Еще 25 пунктов выполнены частично, а по остальным что-то выполнено, а что-то находится в стадии выполнения».
Кроме того, Минэкономразвития на неделе озвучил обновленный прогноз социально-экономического развития на 2015-2018 годы, согласно которому рубль до августа-сентября 2015 г. будет локально слабеть, а с осени — начнет укрепляться так, что к Новому году курс будет порядка 55 руб./$. Журналистам же экономические светила кабмина, «наблюдающие высокие процентные ставки», заявляют ничтоже сумяшеся, что уже к концу года все может у нас наладиться, «если стоимость нефти вернется к нормальным значениям».
Словом, все у нас хорошо, таковы оценки и прогнозы власти. Надо полагать, что с таким настроем кабинет министров и придет сегодня, 1 апреля, на совещание к Владимиру Путину, заявленная тема которого — замедление темпов экономического роста и антикризисный план правительства. Нетрудно предположить, что при таком уровне аналитики и прогнозирования чиновники могут отчитаться об успешной работе и выписать себе солидную премию по итогам первого квартала.
Однако реальность далека от оптимистических гаданий кабинета министров: российские компании реального сектора в начале года терпят рекордные убытки. Об этом пишет в своем блоге (spydell ) экономист Павел Рыков, чей материал наша редакция приводим с небольшим сокращением:
Рекордные убытки российских компаний из реального сектора экономики
«Начало 2015 года является одним из самых худших в истории российских компаний. Обрабатывающее производство России за январь зафиксировало рекордный убыток в 506 млрд руб по всем компаниям. Ничего подобного не было даже в 2009 году. Тогда убыток в абсолютном выражении составлял «лишь» 190 млрд. Но и в относительном исчислении убыток в 2015 почти в 2 раза выше уровня 2009, если сравнивать убыток относительно выручки или капитала. В 2014 году, когда казалось, что все плохо, прибыль была около нуля (+26 млрд руб). Это было на 80% меньше показателей слабого 2013 года. Что же касается нормы или приемлемого уровня прибыльности российских компаний обрабатывающего сектора в январе, то этот показатель около 230-250 млрд руб.
Обрабатывающий сектор – основа российской промышленности. В него включается производство от тапочек и бумаги до сложной машиностроительной и вычислительной техники. И 506 млрд убытка – это невероятно много. Например, за весь 2014 год накопленная годовая прибыль была 877 млрд руб, а в лучшие времена (2012 г.) около 2.1 трлн. Т.е только за 1 месяц 2015 было нейтрализовано почти 60% прибыли прошлого года!
Ниже таблица сравнения прибыльности отраслей и секторов российской экономики за 10 лет.
Учитывая, что российским компаниям перекрыты почти все источники фондирования инвестиций, нетрудно представить, к какому инвестиционному коллапсу это может привести. Обычно компании финансируют инвестиции из нескольких источников:
- собственные средства (полученная нераспределенная прибыль или накопленные финансовые активы);
- бюджетные средства (госзаказ, гос. инвестиции). Но по известным причинам правительство режет почти все инвестиции на 10-30% в номинале, чтобы как-то склеить госбюджет. Бюджетных средств для промышленности осталось очень мало, всем не хватит;
- размещение акций или облигаций. Рынок как бы не располагает к этому по известным причинам. Но стоит признать, что российские компании исторически никогда не задействовали этот ресурс, в отличие от американских компаний;
- кредитование (внешнее или внутреннее). Внешнее кредитование практически полностью перекрыли. Более того, приходится даже выплачивать долг, что отвлекает денежный поток компаний от инвестиции в сторону обслуживания долга. Что касается внутреннего источника фондирования через кредиты у российских банков, то стараниями ЦБ РФ этот ресурс стал также неприемлемым.
Т.е. все перекрыто, все закрыто, а тут еще и убытки? О каких инвестициях вести в таком случае речь. Компании думают, как концы с концами свести.
Также в очень тяжелом положении находится транспорт. Убыток за январь составил 141 млрд. Это также очень много — почти половина от годовой прибыли за 2014 год.
Такие убытки не могут пройти незаметно. Есть опасения, что несколько крупных компаний могут сообщить о проблемах с балансами и финансами.
Совокупный убыток по всем компаниям России за январь 2015 составляет 152 млрд – это тоже близко к антирекорду. Норма — это прибыль около 500-600 млрд. Вытянул показатели добывающий сектор, который увеличил прибыль на 74% за месяц.
Ситуация действительно опасная, т.к. абсолютно ничто не свидетельствует об улучшении за последнее время. За февраль-март, по всей видимости, финансовое положение выправить не удастся, и квартал станет наихудшим в истории российских компаний».
А в это время…
В Нижегородской области по итогам февраля 2015 года реальные денежные доходы населения сократились на 5,5%, а реальные располагаемые денежные доходы населения в феврале 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года уменьшились на 5,1%.
При этом суммарная задолженность по заработной плате на 1 марта составила 83,407 млн рублей, увеличившись за месяц на 6,1%.
Об авторе
Статьи по теме
Оставить комментарий
Вы должны быть авторезированы чтобы оставлять комментарии.