Главная » Газета » Перспективы «Полета»

Перспективы «Полета»

8.1 - ВзПУ в полете над Красной площадью

Генеральному директору федерального научно­-производственного центра ОАО «НПП «Полет» – чуть больше сорока, из них почти два десятка лет А.В. Комяков работает на предприятии, куда пришел после окончания радиофака нынешнего НГТУ. Руководителем ОАО «НПП «Полет», которое отметило свой полувековой юбилей,  был назначен в конце 2009 года. Кандидат технических наук, академик Российской инженерной академии.

– Алексей Владимирович, у Вас довольно типичная для нижегородского директорского корпуса биография: политех, рядовой инженер НИИ, затем все ступени карьерной лестницы до генерального директора. Так и должно быть? Или директором предприятия можно стать без достаточного практического опыта, подучившись, к примеру, в какой­-нибудь европейской бизнес­-школе и получив отличные рекомендации?

45 Комяков А– Мне каждый день приходится заниматься множеством вопросов, лежащих в совершенно разных производственных сферах. И вряд ли возможно принять правильное решение, если знаешь суть дела лишь поверхностно. Конечно, можно делегировать полностью свои полномочия заместителям и называть себя топ­менеджером, как теперь модно говорить. Но тогда ты и есть лишь менеджер, но не генеральный директор. Если ты не знаешь сути производства, не понимаешь основ и полагаешь, что процессы на молокозаводе и станкозаводе одинаковы, потому что и там, и там – завод, то вряд ли можно рассчитывать на успех.

Если говорить о себе, то у меня два высших образования. Техническое – радиофак политеха; чуть позже я защитил кандидатскую диссертацию и теперь пытаюсь работать над докторской, что удается с трудом, поскольку времени нет совершенно. Затем получил экономическое образование, закончив нижегородский госуниверситет по специальности «Финансы и кредит». Считаю, что мне многое дало именно сочетание этих двух специальностей. Не всегда только глубокие профессиональные навыки непременно гарантируют успешное решение задач. Безусловно, есть самородки, в которых природой заложены некие уникальные способности к самообразованию, но это – частные случаи. Управляя предприятием, нельзя уйти в решение технических вопросов и не заниматься проблемами финансирования. То есть, должен быть системный подход, надо быть грамотным технически, но и финансово­-экономическую сторону дела необходимо знать профессионально. Понятно, что все зависит от человека, но тому, кто ориентирован только на коммерцию, руководить промышленным предприятием трудно.

– А что Вас привлекло в «Полете»? Для выпускника радиофака и двадцать лет назад в Нижнем Новгороде был выбор.

– Здесь меня заинтересовала возможность заниматься наукой. Будучи студентом проходил практику в «Полете» и увидел серьезную научную школу. Здесь результаты научных исследований в кратчайшие сроки можно видеть воплощенными наглядно, в конкретной аппаратуре, установленной на летающем самолете. Кстати, в то время не у всех предприятий была собственная аспирантура, а здесь она была – это тоже меня привлекло. Уровень оплаты труда был не самый высокий даже среди родственных предприятий, но здесь работали люди, которые могли зара­зить идеей, увлечь. Поэтому сегодня я понимаю, что даже если бы и не стал генеральным директором, не пожалел бы о том, что без малого 20 лет назад пришел в «Полет»: в его среде сформировалось научно­-техническое мировоззрение, здесь для этого благоприятная атмосфера, и она привлекает.

Я попал в команду, где нацеленность на оптимальный результат была определяющей. Мы разрабатывали радиостанции, занимаясь, в частности, проблемами разработки усилителей мощности радиопередатчиков, а для авиации в этой теме на первом месте – борьба с массой и габаритами. Эта проблема не так важна, к примеру,  при разработке аппаратуры для судов, но для авиаторов нужно создавать изделия гораздо компактнее.

В научно-­исследовательском подразделении заниматься только разработкой схем, алгоритмов невозможно. Уже вскоре ты понимаешь, что необходимо вникать и в вопросы производства, что железо надо пощупать своими руками. Нарисовать на бумаге схему и чертеж – одно, но получить обратную связь, понять, как твоя разработка будет реализована на производстве и как будет вести себя в эксплуатации – это совсем другое. Я понял это на своем собственном опыте.

– Я знаю, что у НПП «Полет» есть свои испытательные радиополигоны…

– Да, у нас есть радиополигоны в Крыму в Судаке, в Жуковском под Москвой, в Ахтубинске – это Астраханская область – и наш базовый полигон на реке Ветлуге в Краснобаковском районе Нижегородской области. Но это объективная потребность, обусловленная технологией создания техники авиационной радиосвязи. В Государственном летно­-исследовательском центре ВВС в Ахтубинске на испытаниях параллельно могут находиться до десяти типов самолетов. И во всех испытаниях задействован наш Ахтубинский радиполигон. На базовом полигоне в Нижегородской области с использованием натурных и полунатурных макетов летательных аппаратов осуществляется отработка антенн, электромагнитной совместимости радиосредств, радиолиний дальней и ближней связи.

– По Вашей оценке, чего больше в работе НПП «Полет»: науки или производства?

– Я бы оценил примерно поровну. Когда-­то у нас было научно­производственное объединение, в которое входил, в частности, Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова, где было налажено серийное производство радиосвязного оборудования нашей разработки. Но тогда и самолетов в стране строили существенно больше, в разы. Сегодня НПП «Полет» имеет собственное производство, но мы сосредоточены на комплексах, системах связи, поэтому сами в цехах делаем те изделия, которые либо являются ключевыми для этих комплексов, либо осваиваются нами впервые. А это теснейшим образом связано с разработкой, с решением целого ряда научно­-технических проблем. Наши изделия серийно производят ГЗАС и Ярославский радиозавод, а мы их используем в комплексах и системах. Так что, не замыкаемся на «натуральном хозяйстве», у нас сбалансированный подход: и наука развивается, и производство не стоит на месте.

– А каковы основные проблемы предприятия? Каков потенциал? Способен ли сегодня «Полет» решать стоящие перед ним задачи, которые, если судить по заявлениям руководства нашей страны, весьма амбициозны?

– Сегодня мы рассматриваем вопросы расширения наших возможностей, но в  той нише рынка, где мы работаем, в данный момент мы можем всё. В чем особенность НПП «Полет», в чем его отличие от конкурентов? Мы придаем большое значение науке, много средств тратим на создание инноваций, на исследования новых направлений развития. При этом работы ведутся по всему жизненному циклу создаваемой продукции. По результатам исследований мы способны сами разработать документацию и изготовить опытный образец. Сами можем испытать его. Да и в эксплуатации мы тоже не гости: всё регламентное обслуживание своей аппаратуры на самолетах делаем сами. Потому контракты жизненного цикла, возникшие не так давно в министерстве обороны, – это как раз про наше предприятие.

Потенциал у нас шире потребностей наших основных заказчиков. Конкретный пример: создавая радиосвязную аппаратуру, мы поняли, что источники питания и усилители мощности, которые входят в ее состав, могут найти применение в медицине. Начали заниматься приборами магнитотерапии, аппаратурой локальной гипертермии совместно с медиками. Разрабатывали аппаратуру и комплексы экологического мониторинга, а также компактные устройства наземной неавиационной аппаратуры связи.

Сегодня государство повернулось лицом к авиапромышленности. Министерство обороны стало заказывать много новых самолетов. Для сравнения такой факт: когда я пришел в «Полет», мы вели всего две опытно-­конструкторских работы (ОКР) по двум самолетам. Сейчас у нас только ОКР свыше 50, при этом мы параллельно участвуем в создании двух десятков типов самолетов. А если оценивать перспективы, скажу так: если все будет идти, как намечено, то к 2020 году объемы вырастут существенно. У нас последние три года идет десятипроцентный рост объемов производства. И ситуация такова, что в этом количественном росте мы подходим к качественному скачку. Этот год знаменателен тем, что мы сумели доказать заказчику необходимость ряда крупных работ. Это касается воздушных пунктов управления, а также систем связи, по которым успешно завершены государственные испытания, и на прошедших не так давно учениях продемонстрирована их реальная эффективность.

– А что значит «сумели доказать заказчику»? Разве Минобороны не с вами, не соратник в общем деле?

– Здесь история такова. Долгое время ни у кого никаких сомнений в необходимости развития определенных систем связи не было, и это позволяло процессу плавно развиваться. Но в 2009 году, как раз когда я стал генеральным директором, в Минобороны сменилось руководство, и нам приходилось убеждать в необходимости развития тех или иных видов техники, в частности, по бортовым комплексам технических средств для воздушных пунктов управления (ВзПУ), в работе над которыми был перерыв.

Полагаю, что нам удалось это сделать, поскольку сегодня работы получили продолжение, что позволит НПП «Полет» развернуть целый ряд ОКР по ВзПУ нового поколения. Это серьезная работа, которая даст большую загрузку предприятию.

Второе. За эти годы мы приложили немало усилий, чтобы завершить испытания двух систем связи. Одна – для дальней авиации ВВС. Госиспытания системы уже провели, и сейчас фактически идет ее внедрение, а это тоже существенный объем работы для предприятия. И вторая – объединенная система связи, передачи данных, навигации и опознавания (ОСНОД). Это самая современная военная, полностью цифровая система связи, обладающая лучшей на сегодняшний день помехоустойчивостью. Здесь мы не отстаем от иностранных конкурентов.

– О конкурентах. В нашем мире, журналистском, есть две крайних оценки. Одна шапкозакидательская, как было после облета американского эсминца «Дональд Кук» в Черном море нашим Су­24, отключившим систему наведения и слежения на эсминце. И вторая – «всепропальская»: элементная база за рубежом, мы ничего делать не можем, закладки на импортных чипах нас вырубят, санкции не преодолеть, и так далее. Ваша профессиональная оценка состояния дел в этой теме?

– Я вам расскажу одну историю из своего опыта. С конца девяностых годов около десяти лет мы сотрудничали с итальянской фирмой Marconi Communications по вопросам авиационной связи, как военной, так и гражданской. Тогда удалось понять, где мы, а где они. Если говорить объективно, то с точки зрения современных технологий связи, применения передовых схем и новых идей мы даже чуть впереди. Однако жесткое следование стандартам, унификация изделий, нацеленность на серийное производство и конкретные рынки дают нашим конкурентам преимущества. Поэтому эти особенности проведения работ мы у них перенимаем.

– И каков результат этого сотрудничества с Marconi?

– Результат, к сожалению, отрицательный, поскольку фирма хотела видеть нас только своим дилером в России. Оказалось, что основная цель для них – сбыт своей продукции, а вовсе не сложение потенциалов в интересах развития работ по технике связи, чего хотели мы.

Кроме этой истории, у нас есть множество контактов с ведущими мировыми компаниями, работающими в нашей тематике. Мы бываем практически на всех значимых международных выставках и авиасалонах. Не так давно я вернулся из Фарнборо, обошел стенды всех известных фирм, посмотрел, что они делают. Нет повода для шапкозакидательства, но и говорить о том, что они ушли вперед, тоже нельзя. При этом я сравниваю нас только с передовыми компаниями, такими как Collins, Rohde & Schwarz, Honeywell, Viasat – ведущими игроками на рынке по нашему направлению. Более того, практика показывает, что в части технической реализации мы даже несколько впереди, потому что некоторые вещи, приспособленные к нашим условиям эксплуатации, они делать не могут. Россия поставила в Малайзию самолеты, но малазийцы запросили в наш комплекс связи поставить немецкую станцию. Мы ее поставили и интегрировали в комплекс. Однако затем малазийская сторона попросила нас все переделать, потому что немецкая станция не обеспечивает длительную работу, а только по циклу: минута в передаче – пять минут в приеме. А мы в свои станции изначально закладываем возможности передачи без ограничений.

– Вы сказали, что к 2020 году существенно вырастут объемы. Существенно, это как?

– В том, что перспектива у предприятия великолепная – сомнений нет никаких, но есть тонкости. То, что мы очень тесно связаны с авиацией, может быть и большим недостатком. Если страна перестанет делать самолеты, в нашей работе никто не будет нуждаться. Если Россия будет производить 10 самолетов в год, то предприятие надо сворачивать. А если 200 — ­300, как сейчас, жить можно. Но если мы будем строить, как США, по 1600 машин в год, то будем расширять производство, увеличивать темпы обновления оборудования и наращивать производительность труда.

Чему меня научил зарубежный опыт? Приезжаешь к ним на завод, а в огромных цехах работают всего три­-четыре человека. Вот и мы придем к автоматизированным и высокопроизводительным линиям. Уже сейчас у нас есть линия поверхностного монтажа, где установлено современное оборудование и теперь работают четыре человека, а еще недавно на ее месте за столами сидели сорок радиомонтажников. И такая перспектива ждет все наши производства.

Надо сказать, что мы сейчас тратим около 100 миллионов рублей в год на переоснащение, на приобретение новых технологий, повышение производительности труда. Планируем году к 2018 провести реконструкцию своего основного здания на Комсомольской площади, чтобы оно выглядело в соответствии с современными требованиями.

Конечно, одно из главных условий нашего развития – рост со стороны государства числа заказываемых летательных аппаратов: чем больше будут их строить, тем выше наша загрузка по изготовлению бортовых систем связи, а это основное направление нашей работы. Второе направление связано с развитием работ по перспективным объектам системы воздушных пунктов управления. Это – огромный пласт деятельности, что для предприятия – благо. По моей оценке, реализация только этой задачи, без учета роста объемов по комплексам связи для армейских самолетов, позволит нам добиться многократного роста объемов производства. И третье наше направление – наземные системы связи для самолетов. Все три направления, составляющие на данный момент объем гособоронзаказа предприятия, активно развиваются. Поэтому в планах у нас до 2020 года четырехкратный рост объемов работ, а до 2025 года – рост почти в 10 раз.

Военно­-Воздушные Силы играли, играют и будут играть важнейшую роль в обеспечении обороноспособности государства, а создание собственной авиационной техники является вопросом национальной безопасности. В этой связи уверен, что научно-­производственная деятельность ОАО «НПП «Полет» востребована и имеет большие перспективы.

Петр Чурухов

На верхнем снимке -  ВзПУ в полете над Красной площадью

 

Об авторе

Количество записей : 3414

Оставить комментарий

Вы должны быть авторезированы чтобы оставлять комментарии.

© 2013-2023 PromportalNDG.ru

Scroll to top