Обретаем авианезависимость
Президент РФ Владимир Путин призвал снижать зависимость российских авиастроителей от иностранных производителей двигателей.
Об этом он заявил на совещании по развитию авиационного двигателестроения, прошедшем в Санкт-Петербурге на территории завода «Климов». Проект завода «Климов» не случайно получил статус » стратегический». Дело в том, что новый производственный комплекс в Петербурге поможет российскому вертолетостроению избавиться от зависимости от иностранных производителей. В частности, Украины. После распада Советского Союза двигатели для вертолетов закупались именно там. Теперь появилось самостоятельное производство. Причем, полного цикла — от разработки деталей, до сборки и сервисного обслуживания.
«Сердце» российских вертолетов — турбовальные двигатели — собирается вручную. Винтик за винтиком. Ближайшие планы — 400 силовых установок в год. Они призваны работать в самых сложных погодных условиях. От тропиков, до крайнего севера. На строительство нового производственного комплекса потратили более 6 миллиардов рублей.
По мнению Владимира Путина, особые усилия должны быть сосредоточены на обеспечении независимости российского авиастроения от зарубежных производителей двигателей, а также от поставок импортных комплектующих.
«Пока что доля импорта в некоторых случаях достаточно высока. Например, по отдельным вертолетным двигателям доля импортных комплектующих может достигать 80%. Нужно развивать собственную компонентную базу, повышать глубину локализации производства. Я уже говорил об этом. Что касается вертолетных двигателей, движение вперед есть, как раз на новых питерских площадках», — отметил глава государства.
Владимир Путин уверен: «Для того, чтобы успешно выдерживать конкуренцию на этом высокотехнологичном рынке, нужно предлагать действительно инновационную, качественную продукцию. И конечно, надо наращивать долю двигателей, сертифицированных по международным требованиям и стандартам». В связи с этим президент призвал не затягивать с сертификацией двигателя для нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
В небе России летает около 1500 иностранных воздушных судов, из них более 950 пассажирских, но самое главное, что за последние 12-14 лет в Россию пошел вал авиатехники зарубежного производства, и он фактически остановил производство российских воздушных судов.
Скупая все, что идет из-за рубежа, давайте просто представим, что каждый самолет это в среднем $20 млн. и 3 млн. рабочих мест в течение 10 лет. Это полномасштабная промышленность, включая обеспечение приборным оборудованием, навигационным, эргономикой и прочим, плюс управление воздушным движением. Ростовский, Красноярский, Самарский и ряд других воздушных узлов в России сегодня базируются на радиолокационных станциях зарубежного производства. Так о каком контроле воздушного пространства может идти речь?
Последние 10 лет летаем на иностранных воздушных судах, да еще радуемся, что нам продали эти самолеты. Никто ведь «не бросил камень» в Ил-96 — великолепный самолет, но купили 15 машин Boeing 787 Dreamliner и заплатили 3,5 млрд руб. за Boeing 737MAX, которые должны быть поставлены в Россию в 2018 году. На эти деньги вместо 35 самолетов Boeing можно было приобрести 104 самолета «Сухой — Суперджет 100″.
Объем рынка вертолетостроения в 2011 году составил 20,3 млрд долл. США. Крупнейшим игроком на нем являются страны ЕС: в 2011 году ими было произведено вертолетов всех видов на сумму 8,8 млрд долл. США (43,3% мирового рынка вертолетостроения).
Доля Российской Федерации на этом рынке составляла 16,3 %, в основном за счет продаж военных и многоцелевых вертолётов.
Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации: насчитывая 248 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей, обеспечивая в настоящее время более 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, она вносит существенный вклад в ВВП страны (более 1,1%).
При этом для нее неизменными остаются главные задачи — обеспечение безопасности страны и (наряду с другими видами транспорта) территориальной мобильности и межрегиональной интеграции.
По прогнозу Минпромторга РФ к 2025 году объем мирового рынка авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, что составит 543,3 млрд долл. США . При этом около 68% указанной суммы придется на гражданский сегмент. Доля российских производителей авиационной продукции в денежном выражении к 2025 году составит 3,6 % и 11,9 % в гражданском и военном сегментах соответственно. Производительность труда на предприятиях отрасли авиастроения к 2025 году достигнет значения 14 496 тыс. рублей на человека в год.
Об авторе
Статьи по теме
Оставить комментарий
Вы должны быть авторезированы чтобы оставлять комментарии.