Геннадий Хомутов: «Трудно представить промышленников без Ассоциации»
В Ассоциации существует такой порядок: раз в пять лет проводятся общие собрания членов Ассоциации, на которых подводятся итоги пятилетки. Как правило, на таких собраниях утверждаются не только отчеты и планы, но и изменения структуры самой Ассоциации, как это было в декабре 2012 года, когда собрание упразднило должность президента. А в ноябре 2002 года собрание Ассоциации одобрило создание рабочих групп, которые занялись основными проблемами развития промышленности.
Секретарем многих рабочих групп был назначен Г.М. Хомутов, ныне — советник генерального директора НАПП, пришедший работать в Ассоциацию в июле 2002 года. Мы попросили Геннадия Михайловича рассказать о том, как функционировали и чего добились за эти годы рабочие группы Ассоциации:
- В 2002 году по инициативе генерального директора Ассоциации Валерия Николаевича Цыбанева Совет НАПП решил сделать некоторые структурные преобразования в работе НАПП, в связи с чем были созданы рабочие группы по основным направлениям деятельности Ассоциации, сформирован институт заместителей генерального директора, отвечающих за определенные участки работы, была создана пресс-служба. Так получилось, что я пришел в НАПП именно в период запуска этих преобразований накануне отчетно-выборного собрания, работой по подготовке аналитических материалов к которому мне и пришлось заниматься.
Поскольку до прихода в НАПП я возглавлял в областном правительстве информационно-аналитическое управление департамента промышленности, мне было поручено информационно-аналитическое обеспечение деятельности Ассоциации и на меня была возложена ответственность за связи с правительством области и Законодательным собранием. У нас была налажена подготовка ежемесячных аналитических обзоров состояния дел в промышленности. Этот анализ, основывавшийся на статистических данных, показывающий динамику по всем видам деятельности, позволял видеть реальную ситуацию в промышленности области и строить определенные прогнозы. Подготовленные данные, как правило, служили основой для докладов на собраниях членов Ассоциации, которые проходят каждые полгода, а также на ежегодных собраниях промышленников, рассматривающих итоги года, на которые приглашали губернатора и министров областного правительства. Так что существующая сегодня традиция проведения губернатором ежегодных собраний с вручением штандартов лучшим предприятиям – инициатива нашей Ассоциации.
Первая из созданных рабочих групп, ставшая, как показала практика, основной, занялась решением вопросов, связанных с промышленной, налоговой, имущественной и земельной политикой. Я был секретарем этой группы, а председателем избрали Валерия Павловича Анисимова, бывшего генерального директора ОАО «ВМЗ», депутата Законодательного собрания области (ныне В.П. Анисимов – советник исполнительного директора ОАО Выксунский металлургический завод, депутат Законодательного собрания Нижегородской области V созыва. — Ред.). Эта рабочая группа тесно взаимодействовала с Законодательным собранием Нижегородской области, в частности, с комитетом по экономике и промышленности, занималась отработкой законодательных инициатив, чтобы принимались нужные промышленникам законы.
Вторая рабочая группа, в которой я также был секретарем, занималась проблемами инвестиционной деятельности и кредитной политики, ее возглавил Валерий Викторович Тарбеев, тогда генеральный директор Борского стекольного завода (ныне В.В. Тарбеев — директор ГКУ НО «Агентство по развитию производства кооперации и конкуренции Нижегородской области». — Ред. ).
Мы проводили серьезную подготовительную работу, создавая эти группы, очень тщательно формировали их состав: практически половину рабочей группы по промышленной, налоговой, имущественной и земельной политике составляли директора предприятий, являющиеся депутатами ОЗС. Уже потом появились другие группы: рабочая группы по связям науки с производством возникла в 2003 году, клуб качества и конкурентоспособности начал работать в 2004 году, группа по содействию внешнеэкономической деятельности появилась в 2007 году. Но вот на эти две группы, созданные в Ассоциации самыми первыми, еще в 2002 году, приходится существенная доля работы, связанной с реализацией законодательных инициатив Ассоциации по поддержке промышленности, с формированием инвестиционного законодательства в нашей области, с принятием областного Закона о промышленной политике.
Настойчивая работа НАПП в течение 2003 – 2005 годов позволила нам найти очень не простой компромисс с органами областной власти и на 2,5 года, до 01.01.2006 г., установить в Нижегородской области минимальную стоимость земли, что позволило почти 700 юридическим лицам области выкупить землю именно по этой низкой стоимости и сэкономить для производства более одного миллиарда рублей.
Одним из важнейших результатов работы, проведенной совместно Ассоциацией, Законодательным собранием и правительством области, является Закон № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». В первом варианте эти положения стали действовать еще в 2004 году. С тех пор мы каждый год дорабатывали эти нормы, вылившиеся в результате в целостный и действующий закон, реально помогающий развивать местную промышленность и модернизировать производство. Суть его в том, что в зависимости от объема капитальных вложений организации в основные средства ей снижается ставка налога на прибыль и на имущество. То есть, бюджет пошел на снижение процентной ставки налога, рассчитывая, что эта мера будет стимулировать промышленников модернизировать предприятия. И мы считаем, что в том числе благодаря этому закону поступление инвестиций в область увеличилось с 15 миллиардов в 2004 году до 82 миллиардов в 2012 году, это более чем в пять раз. И этому росту не особо помешал кризис 2008 года: темпы роста инвестиций после кризиса лишь чуть снизились.
Одним из существенных результатов дала работа по реструктуризации долгов предприятий в Дорожный фонд. Так получилось, что в результате разных коллизий и непродуманных решений огромное число наших предприятий оказалось должниками Дорожного фонда. Прорабатывая различные варианты решения этой задачи, в конечном итоге мы предложили законодателям схему, которая позволила решить проблему. Суть этой схемы такова: если предприятие прописывает и реализует график погашения тела долга в течение нескольких лет, с него списываются все пени и штрафы, набежавшие за предыдущие годы. В результате в течение двух лет, с 2004 по 2006 годы, с 90 нижегородских предприятий была списана сумма задолженности в размере 307 миллионов рублей. В 2005 году в программу реструктуризации по инициативе Ассоциации было включено дополнительно 542 организации, и уже в следующем году с них было списано пени и штрафов на сумму 125 миллионов рублей.
Работа по проблематике закона 180-З с непосредственным участием НАПП велась у нас в области постоянно на протяжении нескольких лет, при этом в закон вносились различные корректировки, иногда, к сожалению, не в лучшую для промышленности сторону. Тем не менее, благодаря такой совместной работе промышленников и власти у нас сформировался целый пакет законов, связанных с поддержкой инвестиций и развитием промышленности региона.
Здесь можно отметить, что Валерий Павлинович Шанцев, став губернатором, сразу же занялся разработкой стратегии развития области до 2020 года, и Ассоциация активно подключилась к этому делу. Мы тогда к фокус-группам, сформированным разработчиками стратегии, а таких групп было порядка 27, подключили директоров предприятий области. И директора были очень активны в этой работе. Помню, как генеральный директор КБ «Вымпел» Вячеслав Валентинович Шаталов, знающий от и до всю проблематику судостроительной отрасли (В.В. Шаталов — профессор, член-корреспондент Международной инженерной академии. — Ред.), в пух и прах разнес предварительные предложения разработчиков по развитию судостроения в регионе. Москвичи, а к разработке стратегии губернатор привлек известную московскую компанию, прислушались и внесли коррективы в свои наработки. Такая же ситуация — с автомобилестроением.
Разработка «Стратегии 2020» была очень серьезной работой, итогом её стал документ, которым губернатор и в целом областное правительство сегодня руководствуются в своей деятельности. Более того, у нас периодически идут уточнения показателей с учетом складывающихся реалий, и эти уточнения входят в краткосрочные программы развития промышленности.
Понятно, что рабочие группы Ассоциации ежедневно занимались массой проблем, с которыми сталкивались промышленники области; для подробного рассказа об этом формата статьи недостаточно, здесь приходится говорить лишь о наиболее значимых решениях. Таких, к примеру, как активизация работы по связям науки с производством. Когда-то в стране была развита отраслевая наука, а в существующем формате отношений в обществе нет ни одного института, в задачи которого входила бы целенаправленная работа по выстраиванию коммуникационных связей между научными центрами и промышленными предприятиями. А потребность в этом весьма велика. Вот наша Ассоциация и занялась этим делом.
В целях содействия научным институтам и организациям в размещении заказов Совет ассоциации в июне 2003 года создал рабочую группу по связям науки с производством, руководителем которой был назначен первый вице-президент Ассоциации Валентин Ефимович Костюков, бывший тогда директором НИИИСа (доктор технических наук В.Е. Костюков в феврале 2008 года назначен на должность директора Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. — Ред.). В том же году НАПП выявила около 20 проектов НИИ, КБ, ВУЗов и предприятий области, среди них ОАО «ВМЗ», ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», «ГЖД», ФГУП «НИАЭП», ФГУП «РФЯЦ ВНИИЭФ», НИИ «Нефтепроект», ООО «НПЦ «Анод», ДОАО «Гипрогазцентр», НИИИС, ЦНИИ «Буревестник» и другие организации, которые могли быть реализованы при поддержке, участии предприятий региона. Мы предложили нашим предприятиям-членам Ассоциации поучаствовать в этих проектах, в этой кооперации с наукой. В результате мы сформировали площадку, которая стала эффективным инструментом организации горизонтальных кооперационных связей между предприятиями региона. Интересную работу эта группа провела в 2006 году, когда с нашей подачи предприятия региона взялись за реализацию научно-технических проблем Горьковской железной дороги. В итоге был предложен план решения 22 проблем ГЖД, общая стоимость которых составила 1,2 млрд рублей.
Не менее важна работа Ассоциации по оптимизации внешнеторговой деятельности региона. Есть такой федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Когда его проект только обсуждался, мы дали в РСПП свои предложения и создали рабочую группу по внешнеэкономической деятельности, которую возглавил Борис Иванович Есин, до декабря 2006 года занимавший должность министра промышленности и инноваций областного правительства, а заместителем у него был Владимир Николаевич Хорошилов, ранее работавший начальником Нижегородской таможни. Очень много вопросов мы решили с помощью этой рабочей группы.
Начали с того, что опросили всех участников внешнеторговой деятельности и на основании этого опроса составили перечень узких мест, по сути – претензий промышленников к таможенной службе, основная часть которых была связана с вопросами доставки оборудования и техники из-за рубежа. Затем мы с начальником таможни собрали представителей всех её служб, обсудили эти претензии и совместно выработали меры по устранению недостатков. Таможенники в свою очередь разработали для промышленников специальную памятку о таможенных упрощениях, действующих для организаций, имеющих статус уполномоченных экономических операторов, и об условиях, при которых дается этот статус. Если учесть, что в нашей области действуют 2200 организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а в Ассоциации таких промышленных предприятий – сто, становится понятна важность проведенной работы.
В развитие этой темы у нас уже позже, году в 2010-м, было заключено соглашение между НАПП, Нижегородской таможней и министерством промышленности, согласно которому на промышленных предприятиях области, реализующих крупные инвестиционные проекты, были организованы таможенные посты с режимом наибольшего благоприятствования. И это тоже серьезная работа по поддержке наших промышленников. Как это работает? Вот, к примеру, Павел Григорьевич Лебедев, генеральный директор Борского силикатного завода, реализовывал инвестпроект, создавая внутри действующего завода по сути новый завод. Реализуя инвестиционную программу, он приобретал современное оборудование, в частности, привозил огромные котлы для переработки сырья, которые доставили из Германии прямо на территорию завода. И таможенная служба растаможила продукцию прямо на заводской площадке, быстро и без лишней волокиты.
Важным подспорьем для Ассоциации стали соглашения о взаимодействии с Законодательным собранием, которые мы начали заключать с 2003 года. Это рамочные соглашения, имеющие общий характер, но они позволяют нам участвовать в работе комитетов Законодательного собрания, дают возможность регулярно приглашать законодателей на заседания наших рабочих групп. Такие отношения делают работу более эффективной. И здесь надо сказать, что мы находим понимание еще и потому, что более половины депутатов ОЗС – выходцы из промышленности, что позволяет нам определять общие подходы к решению насущных проблем.
Могу определенно сказать, что сегодня, спустя двадцать пять лет с момента создания Ассоциации, без нее уже трудно представить систему отношений нижегородских промышленников с властью и с обществом. Это и есть результат нашей работы.
Об авторе
Статьи по теме
Оставить комментарий
Вы должны быть авторезированы чтобы оставлять комментарии.