Виктор Тятинькин: «Мы заняты расширением производства»
ОАО «Производственно-конструкторское объединение «Теплообменник» начинает свою историю на нижегородской земле с осени 1941 года, когда из подмосковного Солнечногорска был эвакуирован завод имени Громова. Уже через месяц после эвакуации завод начал выпуск изделий для боевых самолетов.
В первые послевоенные годы завод выпускал гражданскую продукцию, в середине 50-х годов здесь провели техперевооружение, в 1960 году на заводе организовано опытно-конструкторское бюро, за которым был закреплен ряд тематических направлений по разработке систем и агрегатов для летательных аппаратов.
Во второй половине 70-х годов предприятие вплотную занимается авиационной тематикой, обеспечивая системами и агрегатами авиационные заводы страны. В 80-е годы на заводе внедряются новые технологические процессы, впервые в отрасли здесь освоены системы автоматизированного проектирования (САПР) для разработки конструкций и расчетов изделий. И к началу 90-х годов практически на всех летательных аппаратах страны устанавливались изделия с маркой «Теплообменник».
Генеральный директор-главный конструктор ОАО ПКО «Теплообменник», Заслуженный машиностроитель РФ, Заслуженный создатель космической техники В.В. Тятинькин:
«Мы заняты расширением производства»
- Виктор Викторович, что представляло собой предприятие в конце 1980-х годов, когда нижегородские промышленники создавали свое объединение работодателей?
- Надо сказать, что создание НАПП было инициировано существовавшим тогда промышленным отделом обкома партии. И первым руководителем вновь созданной структуры был Иван Павлович Бирюков, работавший к тому времени начальником Горьковглавснабом. Очень хороший был человек, я его считаю одним из лучших президентов Ассоциации за всю четвертьвековую ее историю. К тому времени, когда создавалась Ассоциация, я уже три года был директором завода и помню, что не особо хотел вступать в Ассоциацию. Но старшие товарищи меня убедили: «Ты еще молодой директор и не понимаешь, что сейчас надо делать и чем тебе предстоит заниматься через год-другой». Пророческими оказались слова.
Через год-другой, к началу девяностых, произошел самый настоящий обвал промышленности, по крайней мере, на нашем предприятии объем производства упал в 20 (!) раз. Не было загрузки, не было работы, уходили люди, притом, в первую очередь уходили не самые плохие. Была очень сложная обстановка, которая и потребовала от директорского корпуса большей консолидации, необходимости объединения усилий в поисках решений, как выбираться из пропасти, в которую свалилась вся промышленность.
Чем мы занимались в те годы? Решали вопросы, связанные с тарифами на газ, на электроэнергию, с распределением госзаказов, что существенно влияло на загрузку предприятий, массу других вопросов. К примеру, создалась большая проблема с котельными: многие из них находились на балансе предприятий, решали задачи обеспечения производства, но при этом отапливали и городское жилье. А город не платил заводам за это тепло, образовались большие долги городской администрации перед предприятиями, которым и без того жилось весьма непросто.
В Ассоциации, на совете директоров, который я возглавляю с момента его создания, мы также решали вопросы, связанные с развитием предприятий, обменивались опытом, выстраивали кооперационные связи: у кого какое оборудование, какая сварка, какая механообработка, кто кому чем может быть полезен и так далее.
- Но эта работа вряд ли могла существенно смягчить падение загрузки в 20 раз? Что делали, как спасались?
- Занялись активными поисками работы в других отраслях, в частности, в автомобилестроении. Выиграли тендер и стали делать головки блока цилиндров для 406-го двигателя ЗМЗ. Наладили сотрудничество с ГАЗом и совместно с американцами разработали и стали выпускать системы кондиционирования для автомобиля «Волга». Делали радиаторы и для ГАЗа, и для КаМАза, и для МАЗа.
Кроме этого, в те же годы мы сделали систему управления главными двигателями «АРГУС-Д» для быстроходных катеров типа «Меркурий», разработанных нижегородским КБ «Вымпел», разработали и сделали систему кондиционирования для железнодорожных вагонов немецкого производства. Стали выпускать газовые колонки, газовые котлы для населения, то есть, по многим направлениям активно работали над тем, чтобы сохранить производство.
- А когда появилось ощущение, что качка прошла и предприятию может думать не о выживании, а о развитии?
- Я думаю, что это ощущение появилось только в начале 2000-х, когда компания «Сухой» подписала контракт и продала Су-27 Китаю и Индии: наши авиационные предприятия, и мы, и «Гидромаш», и «Полет», и все другие, кто был задействован в этом самолете, выжили во многом за счет этих контрактов. А нас поддержало на плаву также то, что все старые самолеты еще летали, и им нужны были запчасти, ведь оборудование «Теплообменника» сидит в каждом самолете: в гражданском, транспортном, в военном.
У нас на предприятии очень большая номенклатура, мы выпускаем более тысячи изделий по 60 тематическим направлениям, что создает определенные сложности в управлении производством. Но это же дает нам некоторое преимущество перед конкурентами: благодаря такому ассортименту выпускаемой продукции мы входим практически во все новые самолеты, те же Су-35 и Т-50, известный как ПАКФА. Мы вошли в «Суперджет» поставщиком второго уровня, но уже с этого года напрямую поставляем свои изделия в Комсомольск-на-Амуре. А в МС-21 вошли уже в качестве головного поставщика, там устанавливаются полностью наши системы. Так что сегодня у нас очень приличная загрузка по авиационной тематике – на 99 процентов загружены этой работой. В ближайшие годы ожидаем увеличение загрузки в два-три раза, у нас уже идет рост объемов производства, будем расширять и производственные площади.
- Виктор Викторович, объемы растут, загрузка по авиационной тематике приличная. Все прекрасно, работа есть, заказчики платят. Чем заниматься Ассоциации, когда производство растет и советы и помощь больше не нужны?
- Что вы, жизнь далеко не безоблачна. Сегодня, к примеру, есть довольно серьезная проблема, связанная со снабжением: есть нужные мне материалы, подходящие по всем параметрам, но я не могу их использовать для выполнения оборонзаказа, потому что они производятся в Европе, а не у нас. Значит, нам надо организовать такое производство, и это как раз одна из тех задач, которые должно и может решать только сообщество.
А возьмите, к примеру, все те же вопросы налогообложения, ценообразования, тарифов на энергоресурсы: они стояли у нас в повестке дня 25 лет назад, стоят и сегодня. Эти тарифы у нас растут просто в плановом порядке, что не может не вызывать массу нареканий промышленников. И решить эти проблемы возможно тоже только общими усилиями.
Петр Чурухов
Об авторе
Статьи по теме
Оставить комментарий
Вы должны быть авторезированы чтобы оставлять комментарии.