Главная » Библиотека » Антикризисный план: альтернатива депутатов Госдумы

Антикризисный план: альтернатива депутатов Госдумы

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН  –

против правительственной программы «примирения с кризисом»

(авторы – депутаты Государственной Думы Оксана Дмитриева, Иван Грачёв, Андрей Крутов, Дмитрий Ушаков, Наталья Петухова)

1. Общая оценка экономической политики и факторов кризиса

Нынешний антикризисный план Правительства РФ («План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», утвержденный распоряжением Правительства РФ  от 27.01.2015 № 98-р, далее – Антикризисный план Правительства РФ) основывается на тех же принципах, что и программа, принятая на вооружение в 2008-2009 годах. Утверждается, что она оказалась эффективной и что именно предпринятые тогда меры позволили России быстро выйти из кризиса. Это глубочайшее заблуждение: экономический спад 2008-2009 года наша страна так и не преодолела.

Не восстановлены докризисные инвестиции и масштабы строительства, не достигнут существовавший к 2008 году уровень производства в машиностроении, в легкой и текстильной, в целлюлозно-бумажной промышленности, в целом ряде других отраслей. Так что в новый кризис мы входим, не справившись с последствиями предыдущего (Табл.1).

Таблица 1

Динамика ВВП, промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, животноводства и инвестиций в 2007-2014 гг.

 

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 к пику роста
ВВП 108,5 105,2 92,2 104,5 104,3 103,4 101,3 100,7* 106
Промышленное производство 106,8 100,6 89,3 107,3 105,0 103,4 100,4 101,5* 106
Продукция сельского хозяйства 103,3 110,8 101,4 88,7 123 95,2 105,8 97,9*** 107,6
Инвестиции в основной капитал 123,8 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 99,8 95,2*** 103,4
Строительство 118,2 112,8 86,8 105 105,1 102,5 100,1 95,3*** 93,7
Грузооборот транспорта 102,4 100,7 89,9 106,9 103,4 102,9 100,6 99,5*** 102,4
Добыча полезных ископаемых 103,3 100,4 97,2 103,8 101,8 101 101,1 101,2** 106,1
Обрабатывающие производства 110,5 100,5 84,8 110,6 108 105,1 100,5 101,9** 109
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 99,4 100,6 97,3 102,2 100,2 101,3 97,5 99,5** 97,9
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 107,3 101,9 100,3 103,2 103,9 104,1 100,6 103,0** 118,2
Текстильное и швейное производство 99,5 94,6 83,9 108,8 100,8 100,7 104,3 99,0** 90,1
Производство кожи, изделий из кожи и производства обуви 102,3 99,7 98,5 119,9 105,7 98,1 95,6 97,3** 113,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева 107,9 99,9 76,9 113,4 110,2 96,2 108 94,6** 94,4
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 108,3 100,3 84,1 103,1 106,5 105,8 94,8 100,9** 93,5
Производство кокса, нефтепродуктов 102,8 102,8 99,4 106 103,8 103,1 102,3 105,9** 122,2
Химическое производство 106,6 95,4 94,6 110,6 109,5 104,1 105,4 100,1** 120
Производство резиновых и пластмассовых изделий 125,5 122,8 87,1 124,4 111,4 112,8 105,9 106,7** 153,8
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 108,3 97,1 66,8 114,5 107,4 110,7 98 101,1** 87,5
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 104,5 97,8 83,6 112,4 107 104,8 100 100,3** 102,7
Производство машин и оборудования 126,7 99,5 66,8 115,2 111,1 102,7 96,6 91,4** 77,1
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 110,9 92,6 68,4 118,9 111,9 106,4 99 98,9** 87,8
Производство транспортных средств и оборудования 107,8 100,4 68,5 127,2 117,2 110,3 102,2 110,1** 126,7
Прочие производства 104,6 98,3 81,6 120,6 105,3 102,6 95,4 103,1** 102,8
Производство продуктов животноводства:
Скот и птица на убой 108,5 106,7 106,9 105,8 103,9 106 105,2 103,3*** 161,5
Молоко 102,1 101,2 100,6 97,8 99,4 100,3 96,1 101,2 94,8
Яйца 100 99,6 103,6 103 101,3 102,2 98,2 101,1*** 109,2

* — данные за 3 квартал; ** — за 11 мес. 2014 года; *** — ноябрь к ноябрю.

В чем причина? В том, что была допущена ошибка при определении природы кризиса и, соответственно, при выборе способов борьбы с ним. Правительство трактовало происходившее в 2008-2009 годах как кризис финансовый и банковский. Поэтому 85 процентов средств, выделенных для смягчения его последствий, сочли необходимым направить на помощь банкам и крупнейшим собственникам, на поддержку фондового рынка. И проморгали спад в реальной экономике, сокращение рабочих мест, не подкрепили финансово реструктуризацию экономики. Почти ничего не сделали для стимулирования важнейших отраслей – так стоит ли удивляться, что они так и не вышли из кризиса?

То, что российская экономика, начиная с 2010 года, стала оживляться, объясняется только одним: падение цены на нефть было непродолжительным и не слишком глубоким. Если же говорить о других странах, большинство из них довольно быстро оправились от кризисных потрясений. Причем наибольших успехов добились там, где применялись традиционные антикризисные рецепты: дефицитное финансирование экономики, поддержка платежеспособного спроса, снижение налогов.

Примечательно, что из всех членов «большой двадцатки» самое  значительное падение ВВП при самой высокой инфляции и самых высоких удельных расходах на преодоление кризиса продемонстрировала Россия (Табл.2).

Таблица 2

Динамика ВВП и инфляция в условиях кризиса

2008-2009 годов  в странах G20

G 20 2009 г. в % к 2008 г.
реальный ВВП Инфляция
Австралия 5,5 1,8
Аргентина - -
Бразилия - 4,9
Великобритания -3,2 2,2
Германия -3,7 0,3
ЕС -2,2 -
Индия 11,4 -
Индонезия 5,4 4,4
Италия -2,4 0,8
Канада -2,4 0,3
КНР 11,9 -0,7
Мексика -3,8 11,7
Россия -3,8 11,7
Саудовская Аравия - -0,4
США -2 -
Турция - 6,3
Франция -0,4 0,1
ЮАР -0,8 7,2
Корея -0,7 2,8
Япония -4,9 -1,4

Источник: по данным ОЭСР

Сегодня у нас вновь предпринимается интенсивное вложение средств в банковский сектор. Выбор подобного способа «лечения» логичен лишь в странах, где первопричиной кризиса стал сбой в работе именно финансовых институтов. И нелогичен в России, потому что главная причина ее нынешних экономических трудностей – резкое снижении цены на нефть и девальвация.

Несмотря на это Правительство расценивает происходящее как финансовый кризис, декларируя: кризис неизбежен, он продлится от полугода до двух лет – ровно столько, сколько продержится низкая цена на нефть, – и его надо просто тихо переждать. В этой связи фактически предлагается программа «примирения с кризисом»: дожидаться повышения цены на нефть, одновременно применяя те же меры, что и в 2008-2009 годах.

Между тем, по нашему глубокому убеждению, кризис отнюдь не неизбежен: девальвация сама по себе не может быть его причиной, а мирового спада экономики на этот раз нет. Раз нет мирового спада – нет уменьшения спроса и снижения цены на многие составляющие российского экспорта: черные металлы, никель, алюминий, лес. То есть большинство отраслей российской промышленности сегодня, в отличие от 2008-2009 годов, не пострадали. Кризис может наступить лишь вследствие девальвационного шока, кассовых разрывов, вымывания оборотных средств, сжатия платежеспособного спроса. Это случится лишь если Правительство будет неправильно реагировать на те, с одной стороны, вызовы, а, с другой стороны, шансы, которые получает Россия из-за девальвации национальной валюты.

При проведении грамотной политики «удешевление» рубля может сослужить хорошую службу: предоставить возможность для стимулирования экономического роста и импортозамещения. Напомним, что именно этот фактор – обвал национальной валюты, девальвационный шок ­– был успешно использован премьер-министром Примаковым и главой Центробанка Геращенко в 1998 году как мощнейший рычаг преодоления кризиса. Они сознательно выбрали путь эмиссионного финансирования экономики, прекрасно понимая: в результате обвальной девальвации инфляция подскочила с таким «запасом», что дополнительная эмиссия (в определенных пределах) к новому витку инфляции не приведет.

Правительство Российской Федерации в условиях девальвации пытается проводить жесткую кредитную и бюджетную политику. При такой политике причиной спада экономики является уже не девальвация, а закручивание финансовых гаек в условиях девальвационного шока.

Основные ошибки, уже совершенные Правительством и ЦБ:

- «налоговый маневр»;

- повышение ключевой ставки до 17% (впоследствии – 15%);

- направление профицита бюджета 2014 года (1 трлн. рублей) на докапитализацию банков;

- введение торгового сбора и других мер, дискриминирующих мелкую розничную торговлю (что помешает развитию импортозамещения).

В последнее время по малому и среднему торговому бизнесу нанесено несколько ударов, в результате чего искусственно созданы препятствия для реализации продукции мелких и средних отечественных сельхозпроизводителей:

–     в два с половиной раза увеличены страховые взносы для малых предприятий. Как минимум в два раза возросли страховые взносы для индивидуальных предпринимателей;

–     в 5-10 раз возросла кадастровая оценка земли и, соответственно, земельный налог и плата за землю для субъектов малого предпринимательства;

–     отменена льгота по налогу на недвижимое имущество для применяющих упрощённые режимы налогообложения;

–     введён запрет на торговлю отдельными категориями товаров, что лишило малый бизнес 75 процентов выручки, а крупным розничным торговым сетям позволит в ближайшие несколько лет заработать дополнительно 3 триллиона рублей;

–     введён упрощённый порядок арбитражного производства, позволяющего штамповать решения без участия сторон судебного конфликта;

–     новым порядком ведения кассовых операций миллионам индивидуальных предпринимателей навязаны дополнительные банковские расходы.

К сожалению, Правительство не собирается ограничиться уже совершенными ошибками. Оно планирует совершить еще несколько – весьма серьезных. Что это за ошибки?

1. Сокращение (секвестр) расходов бюджета, в результате чего уменьшится платежеспособный спрос населения.

2. Осуществление мер государственной поддержки (государственные гарантии, финансовая помощь банкам и т.п.) через длинные цепочки финансовых посредников. Как показывает опыт 2008-2009 годов, при такой схеме средства либо вообще не доходят до тех, кому предназначены, либо доходят с величайшим опозданием. Например, в 2009 году было согласовано гарантий по кредитам оборонным и стратегическим предприятиям на 300 млрд. рублей, а выдано к концу 2009 года лишь на 10 млрд. То есть эта мера практически никак не помогла выходу из кризиса, который был преодолен благодаря действию совершенно других факторов.

3. Создание банка «плохих» долгов. Объективных причин для нарастания объема таких долгов не существует: кризиса неплатежей в России пока нет. Единственное, что может его спровоцировать, – это ужесточение ставки по кредитам: лишенные возможности кредитоваться, предприятия будут вынуждены сворачивать деятельность, а многие обанкротятся.

4. Расширение списка технологического оборудования, по которому отменяется НДС на ввоз. Эта мера полностью противоречит объявленному курсу на импортозамещение и предлагается она в условиях, когда уже третий год в России наблюдается спад в машино- и приборостроении.  Надо не поощрять дополнительный ввоз импортного технологического оборудования, а, воспользовавшись удешевлением рубля, постараться наладить производство хотя бы некоторых его видов в России. Требуется провести инвентаризацию и, выяснив, на каких предприятиях имеются условия для быстрого запуска такого производства, сформировать соответствующую программу, открыть кредитную линию или даже использовать государственные инвестиции.

Оценка  Антикризисного плана  Правительства РФ

В предложенной Правительством антикризисной программе содержится три категории мер: уже принятые к исполнению; те, которые точно будут приняты; и те решения, по которым еще предстоит рассматривать в первом квартале 2015 года (Табл.3). Конкретному анализу подлежат только те предложения, по которым уже определены размеры финансирования. Из 60 пунктов программы лишь 18 имеют хоть какую-то финансовую оценку, содержат указания на предполагающиеся ассигнования – утвержденные или не утвержденные. Все остальные «антикризисные меры» заключаются в подготовке тех или иных нормативных документов. К сожалению, значительная часть предложений правительственной программы – не более чем слова, не подкрепленные рублем.

Если суммировать все меры: уже принятые, планируемые к принятию и подлежащие обсуждению в первом квартале (за исключением гарантий по кредитам), — объем их финансирования составляет 1 трлн. 950 млрд. рублей. Из этих денег банкам предоставляется 1 трлн. 665 млрд. рублей или 85 процентов; все пункты, касающиеся поддержки банковской системы, обеспечены конкретными деньгами, и в большом объеме. На социальные проекты и поддержку населения (инфляционную индексацию пенсий, пособий, лекарственное обеспечение и т.д.) отводится еще 11 процентов выделяемых на борьбу с кризисом средств. И примерно столько же – на все остальное, включая поддержку различных отраслей экономики, стимулирование импортозамещения.

В программе мы видим указания на проекты законов и правительственных постановлений, ближайший срок подготовки которых – середина февраля, а чаще речь идет о конце февраля, марте. Однако уже существуют подготовленные и внесенные оппозиционными депутатами Госдумы законопроекты, направленные на решение проблем, которые обозначены в правительственной программе. Принятие законопроектов, внесенных депутатами, может существенно ускорить реализацию антикризисных мер.

Парадоксально, но самое важное, то, что немедленно надо делать, — отраслевые программы импортозамещения – собираются готовить неспешно. К 1 апреля 2015 года ожидается издание актов об утверждении программ, а внесение актов, направленных на реализацию этих программ, – вообще к 1 июля 2015 г. (пункт 41). То есть не просто средств на реализацию программ импортозамещения не предусмотрено, а даже самих программ пока не существует. Между тем, строго говоря, программа выхода из кризиса – это и есть программа импортозамещения.

Развитие малого предпринимательства тоже, по-видимому,  не считается приоритетом. Правительственной программой предусмотрена довольно быстрая разработка законов, расширяющих права субъектов федерации в предоставлении налоговых льгот малому и среднему бизнесу, хотя ясно, что в условиях финансового дефицита региональные власти отнюдь не поспешат воспользоваться этими правами. А вот проект закона, который мог бы реально поддержать так называемых самозанятых граждан, облегчив им регистрацию, уплату налогов и т.п., планируется представить (не принять!) лишь 1 августа.

Раздел «Поддержка отраслей экономики». Пункт 34: «Приоритезация мероприятий государственных программ Российской Федерации с целью финансирования наиболее приоритетных направлений программ и дополнительных антикризисных мер» (срок подготовки постановления – 6 марта). Пункт 35: «Пересмотр приоритетности мероприятий федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в целях обеспечения ввода объектов в 2015 году» (нормативные документы будут готовиться к 27 февраля). Дополнительное финансирование не предусмотрено. То есть поддержка банков означает направление им триллиона рублей, а поддержка реальной экономики – всего два расплывчатых пункта о «приоритезации приоритетов».

Раздел «Сельское хозяйство», пункт 38: «Корректировка механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей». Эти субсидии сельхозпроизводителям уже предоставлялись, теперь же в качестве антикризисной меры предлагается всего лишь «корректировка механизма».

Пункт 39: «Расширение стимулирования кредитования строительства жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры по программе «Жилье для российской семьи»,  обеспечение бесперебойного функционирования и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реализации инвестиционных проектов, проведение капитального ремонта многоквартирных домов». Средств на эти цели не предусматривается,  планируется лишь разработка федерального закона.

Примечательно, что в графе «сроки», как правило, указывается не дата реализации того или иного антикризисного мероприятия, а лишь дата, к которой должен быть подготовлен соответствующий документ. Только подготовлен – даже не принят! Таким образом, правительственный антикризисный план фактически является не планом мероприятий, а всего лишь планом подготовки предложений.

Таблица 3

Оценка структуры финансирования антикризисных мер правительства 

 

Наименование

Объем финансирования, млрд. рублей (оценка)

Ожидаемый результат

Оценка авторов альтернативного антикризисного плана

1.

Фактически предоставленные средства — 1 000 млрд. руб.

 

Банковский сектор

1 000

 

 

1.1.

Докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в 2014 го

ду

1000
(выделено в рамках исполнения федерального бюджета в 2014 году)

капитализация кредитных организаций для поддержания необходимого уровня кредитования организаций приоритетных отраслей экономики

 Нецелесообразно

(не более 200 млрд

рублей)

2.

Резервирование средств на 2015 год, размер ассигнований в I квартале 2015 не определен — 868,2 млрд. руб.

 

Банковский сектор

550

 

 

2.1.

Докапитализация российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов

250

обеспечение финансирования реализации приоритетных инфраструктурных проектов

 Нецелесообразно

2.2.

Предоставление государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовых ресурсов за счет средств Фонда национального благосостояния

300

увеличение объемов кредитования организаций реального сектора экономики

 Нецелесообразно

 

Субъектам федерации

160

 

 

2.3.

Увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации при условии реализации субъектами Российской Федерации региональных планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году

160

обеспечение сбалансированности и сокращение стоимости долга для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

 Изменить форму

предоставления

с бюджетных кредитов

на безвозвратные

дотации и субсидии

 

Сельское хозяйство

50

 

 

2.4.

Предоставление в 2015 году дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства

50

смягчение конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранение темпов кредитования агропромышленного комплекса

 Целесообразно

 

Социальная сфера

108,2

 

 

2.5.

Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

52,2

реализация дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе организация общественных работ и опережающего профессионального обучения, с целью снижения напряженности на рынке труда

 Переориентировать

на создание

рабочих мест

 в малом и среднем

бизнесе

2.6.

Резервирование бюджетных ассигнований на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

30

обеспечение выплаты пособия по безработице при росте числа граждан, признанных в установленном порядке безработными

 Целесообразно

2.7.

Резервирование бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

10

компенсация российским производителям технических средств реабилитации потерь от колебаний валютного курса

 Целесообразно

2.8.

Улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, в том числе закупаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

16

выполнение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и обязательств Российской Федерации по предоставлению государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

 Целесообразно

3.

Средства, которые будут предоставлены в 2015 году — 234 млрд. руб.

 

Банковский сектор

4

 

 

3.1.

Предоставление государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на цели докапитализации закрытого акционерного общества «Росэксимбанк»

1

обеспечение финансовой устойчивости закрытого акционерного общества «Росэксимбанк» при наращивании объема кредитных операций и соблюдении требований Банка России к уровню достаточности собственного капитала

 Нецелесообразно

3.2.

Субсидирование процентной ставки закрытого акционерного общества «Росэксимбанк» по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции

3

увеличение объемов поддержки экспорта

 Нецелесообразно

 

Субъектам федерации

3

 

 

3.3.

Продление на 2015 год программы софинансирования из федерального бюджета закупок субъектами Российской Федерации автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе

3

стимулирование спроса на автомобильную технику

 Целесообразно

 

Реальный сектор экономики

30

 

 

3.4.

Формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса — головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности

20

обеспечение бесперебойной работы промышленных предприятий

 Целесообразно

3.5.

Стимулирование обновления парка транспортных средств в 2015 году (утилизация)

10

стимулирование спроса на транспортные средства

 Целесообразно

 

Малый бизнес

5

 

 

3.6.

Расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе:
предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации
расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе:
предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации
расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

5

создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты, создание и (или) модернизация рабочих мест на малых инновационных предприятиях, получивших поддержку

 Целесообразно

 

Сельское хозяйство

4

 

 

3.7.

Выделение дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям

2

стимулирование спроса на российскую сельскохозяйственную технику, снижение нагрузки на российских сельскохозяйственных товаропроизводителей

 Целесообразно

3.8.

Осуществление имущественного взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Росагролизинг» в 2015 году для реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта

2

стимулирование спроса на российскую сельскохозяйственную технику, снижение нагрузки на российских сельскохозяйственных товаропроизводителей

 Целесообразно

 

Социальная сфера

188

 

 

3.9.

Проведение с 1 февраля 2015 г. индексации страховых пенсий на сложившийся за 2014 год индекс роста потребительских цен

188

материальная поддержка граждан

Целесообразно 

3. Основная стратегия, предлагаемая авторами Альтернативного антикризисного плана

Стратегический план – использовать девальвацию национальной валюты и политику вынужденного протекционизма для перехода к политике экономического роста за счет снижения налогов, мягкой кредитной и бюджетной политики, расширения потребительского платежеспособного спроса населения и инвестиционного спроса.

Меры, необходимые для реализации этой стратегии:

1) Ревизия и предельно рациональное использование оставшихся резервов.

За счет корректировки плана правительства и переориентации еще неизрасходованных средств на другие цели можно перераспределить 2 трлн. рублей. В том числе, из 1 трлн. рублей, переданных АСВ на докапитализацию банков, 800 млрд. рублей нужно направить в бюджет; 450 млрд. рублей из фонда национального благосостояния – на прямые инвестиции. Около 300 млрд. рублей высвобождается за счет отмены налогового маневра.

2) Переориентация политики на вложение средств в реальную экономику внутри страны и сохранение рабочих мест.

3) Направленность всех мер на изменение структуры экономики в пользу инновационных отраслей.

4) Гарантии социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (частичное восстановление натуральных льгот).

4. Снижение налогов

4.1. Отмена «налогового маневра»

Необходимо отказаться от «налогового маневра» и вернуться к тем ставкам НДПИ и экспортной пошлины на газ, нефть и нефтепродукты, которые действовали в 2014 году. Это на 2,2 трлн. рублей уменьшит налоговую нагрузку на внутреннего потребителя – по сравнению с утвержденной в бюджете. А по сравнению с той налоговой нагрузкой, которая сложится в реальности, с учетом изменившихся обстоятельств, снижение составит 800 млрд. рублей.

При отмене «налогового маневра» в условиях падения цены на нефть до 50 долларов за баррель и при валютном курсе 65 рублей за доллар бюджет получит на 322 млрд. рублей больше, чем в условиях налогового  маневра. Иными словами, есть реальная возможность сократить потери федерального бюджета при резко дешевеющей нефти.

НДПИ на нефть

Без применения положений «налогового маневра» ставка НДПИ в 2015 году должна была составить 530 рублей за тонну. Расчет средней ставки на нефть представлен в табл.4. В таблице 5 представлен  расчет  поступлений по НДПИ по углеводородам в условиях утвержденного бюджета, определенного  федеральным законом № 384-ФЗ от 01.12.2014 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»,  прогнозный объем поступлений в условиях  реализации налогового маневра при цене на нефть 50$ за баррель  и прогнозный объем поступлений от НДПИ в федеральный бюджет в случае отказа от налогового маневра  при  цене на нефть   50$   за баррель.

 Таблица 4

Расчет средней ставки НДПИ на нефть  в условиях закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и в условиях отмены «налогового маневра» при снижающихся ценах на нефть

№ 384-ФЗ   «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Альтернативный антикризисный план (отмена налогового маневра)
Объем добычи нефти, млн. тонн 485,95 485,95
Цена на нефть, $ 100 50
Курс рубля, рублей за $ 37,7 65,0
Ставка НДПИ, рублей 766 530
Кц (100-15)*37,7/261 = 12,2778 (50-15)*65,0/261 = 8,7165
Средняя ставка налога 9 415,8 4 619,8

Таблица 5

Расчет поступлений НДПИ при разных сценариях                                                 

 

 

  № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015и на плановый период 2016 и 2017 годов» Прогноз поступлений при «налогом маневре»; цена нефти 50$, курс 65 руб./$ Альтернативный антикризисный план, отмена «налогового маневра», цена нефти 50$, курс 65 руб./$
  Единица измерения нефть Газ Газовый конденсат нефть Газ Газовый конденсат нефть Газ Газовый конденсат
Облагаемый объем добычи:
Нефти, газового конденсата млн. тонн 485,95 23,43 485,95 23,43 485,95 23,43
Газа Млрд. куб. м 579,1 579,1 579,1
Средняя ставка налога Рублей 9 415,8 660,8 2 529,1 6 676,8 660,8 2 529,1 4 619,8 554,1 574,8
Расчетная сумма налога млрд. рублей 4 575,6 382,6 59,3 3 244,6 382,6 59,3 2 445,0 320,9 13,5
Поступление НДПИ с учетом собираемости за вычетом суммы льгот, в федеральный бюджет млрд. рублей 3 985,5 381,2 54,9 2 826,1 381,2 54,9 2 129,6 319,6 12,5

При отмене «налогового маневра» в условиях Антикризисного плана потери по НДПИ по углеводородам составят 1959,4 млрд. рублей по сравнению с параметрами, утвержденными федеральным законом № 384-ФЗ от 01.12.2014 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», и 800 млрд. рублей по сравнению наиболее вероятными поступлениями в условиях налогового маневра и снижения цены на нефть.

Вывозные таможенные пошлины

Вывозные таможенные пошлины на нефть устанавливаются ежемесячно Министерством экономического развития РФ. Значения ставки в 2014 году приведены в Таблице 6.

Таблица 6

Вывозные таможенные пошлины на нефть

Период 2014 года Размер ставки, $
Январь 401
Февраль 386,3
Март 384,4
Апрель 387
Май 376,1
Июнь 385
Июль 385,2
Август 388,4
Сентябрь 367,6
Октябрь 344,7
Ноябрь 316,7
Декабрь 277,5
Средняя за год 364,8

«Налоговый маневр» предполагает снижение предельной ставки вывозной таможенной пошлины в 2015 году с 57% до 42%. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть в январе 2015 года составила 170,2$. Отмена налогового маневра повысит размер этой ставки в сопоставимых условиях до  230,99$.

Расчеты поступлений в федеральный бюджет доходов от вывозных таможенных пошлин в условиях федерального бюджета и в условиях Антикризисного плана представлены в Таблице 7.

Таблица 7

ФБ 2015 ФБ 2015, $ = 65 руб., нефть = 50$ Антикризисный план, $ = 65 руб., нефть = 50$
Наименование ТН ВЭД ТС Единица измерения Объем экспорта, облагаемый пошлинами Ставка пошлины (в %, $ за тонну, $ за куб. метр) Сумма пошлины, тыс. $ Объем экспорта, облагаемый пошлинами Ставка пошлины (в %, $ за тонну, $ за куб. метр) Сумма пошлины, тыс. $ Объем экспорта, облагаемый пошлинами Ставка пошлины (в %, $ за тонну, $ за куб. метр) Сумма пошлины, тыс. $
Нефть сырая, экспортируемая: Млн.т 193,21   46 723 020 193,21   30 652 755 193,21   41 601 020
дальнее зарубежье Млн.т 176,33 259,43 45 745 292 176,33 170,2 30 011 366 176,33 230,99 40 730 467
с месторождений Восточной Сибири, Северного Каспия, Приразломного месторождения Млн.т 10,83 71,207 771 181 10,83 46,71 505 869 10,83 63,4 686 622
сверхвязкая нефть Млн.т 6,05 34,14 206 547 6,05 22,4 135 520 6,05 30,4 183 931
Газ природный, экспортируемый в:   146,4   13 908 591 146,4   13 908 591 146,4   13 908 591
Дальнее зарубежье Млрд. куб.м 127,2 127,2 127,2
- цена $/тыс. куб.м 316,74 316,74 316,74
- стоимость Млн. $ 40 289,33 30% 12 086 799 40 289,33 30% 12 086 799 40 289,33 30% 12 086 799
Молдавия Млрд. куб.м 3,2 3,2 3,2
- цена $/тыс. куб.м 316,05 316,05 316,05
- стоимость Млн. $ 1 011,36 30% 303 408 1 011,36 30% 303 408 1 011,36 30% 303 408
Украина Млрд. куб.м 16,0 16,0 16,0
- цена $/тыс. куб.м 316,33 316,33 316,33
- стоимость Млн. $ 5 061,28 30% 1 518 384 5 061,28 30% 1 518 384 5 061,28 30% 1 518 384
Товары, выработанные из нефти: Млн.т 150,81   26 949 544 150,81   17 678 902 150,81   23 994 196
Товары, выработанные из нефти «темные» Млн.т 84,04 197,16 16 569 326 84,04 129,34 10 869 478 84,04 175,54 14 752 382
Дизельное топливо Млн.т 43,65 124,44 5 431 806 43,65 81,63 3 563 265 43,65 110,79 4 835 984
Прочие «светлые» нефтепродукты Млн.т 0,89 124,46 110 769 0,89 81,64 72 665 0,89 110,80 98 612
Прямогонный бензин Млн.т 18,76 220,44 4 135 454 18,76 144,61 2 712 858 18,76 196,27 3 682 025
Бензины товарные Млн.т 3,47 202,36 702 189 3,47 132,75 460 636 3,47 180,17 625 193
ИТОГО по группе ТН ВЭД ТС 27 Тыс. $     87 581 155     62 240 248     79 503 807
Итого по прочим группам ТН ВЭД ТС, кроме 27 группы Тыс. $     795 449     795 449      795 449
Сумма вывозных таможенных пошлин, всего в тыс. долларов       88 376 604     63 035 697     80 299 256
Курс доллара, рублей за $ 37,7 65,0 65,0
Сумма вывозных таможенных пошлин, всего в тыс. рублей 3 331 797 970 4 097 320 313 5 219 451 640

Отмена налогового маневра в условиях Альтернативного антикризисного плана приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в сумме 322 млрд. рублей в условиях падения цены на нефть и девальвации рубля.

Суммарный эффект от отмены налогового маневра в условиях Антикризисного плана  к снятию налоговой нагрузки на  внутреннего потребителя и производителя на 800 млрд. рублей. Снижение НДПИ приведет к росту поступлений от налога на прибыль  в федеральный бюджет на 16 -20 млрд. рублей, в региональные бюджеты на 160 млрд. рублей.

Соответствующий проект федерального закона подготовлен и внесен  на рассмотрение Государственной Думы 11.02.2014.

4.2. Отказ от внесения изменений и дополнений в ФЗ «О налоге на имущество физических лиц», предусматривающих исчисление налога на имуществе физических лиц от кадастровой стоимости.

Эта мера нейтрализует возможное увеличение налоговых изъятий  для граждан и устранит дополнительный фактор снижения их реальных доходов.

4.3. Налоговое стимулирование инновационного бизнеса (льгота по земельному налогу и налогу на имущество для учреждений образования, науки и инновационных предприятий, пониженная ставка единого социального налога для инновационных предприятий, особые условия для перехода на упрощенную систему налогообложения для инновационных предприятий). Выпадающие доходы – 30 млрд. рублей, для субъектов РФ выпадающие доходы компенсируются дополнительными поступлениями от налога на прибыль в связи с отменой «налогового маневра».

4.4. Мораторий на введение торгового сбора. Соответствующий проект федерального закона подготовлен и внесен  на рассмотрение Государственной Думы 11.02.2014.

4.5. С 2016 года отмена предела по заработной плате для уплаты страховых взносов. Принятие  законопроекта № 527917-5 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в части снижения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и отмены предельной величины базы для начисления страховых взносов) — внесен 08.04.2011.

4.6. Отмена ставки 0 по прибыли и подоходному налогу  в пользу иностранных организаций.

4.7. Восстановление  инвестиционной льготы по налогу на прибыль по отдельным отраслям обрабатывающей промышленности: легкая и текстильная промышленность; производство машин и оборудования; производство электрооборудования.

4.8.  Увеличение предельного объема доходов и остаточной стоимости основных средств, которое дает право перехода на  упрощенную систему налогообложения. Принятие проекта закона «О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации»  (№ 561736-6 внесен 05.07.2014 г.).

Законопроектом предлагается предоставление права перехода на упрощенную систему налогообложения тем организациям, которые имеют по итогам девяти месяцев доходы до 150 млн. рублей. Действующая норма предоставляет такое право организациям, имеющим по итогам девяти месяцев доход в 45 млн. рублей. Размер остаточной стоимости основных средств организации, которые  имеют право применять упрощенную систему налогообложения, увеличивается со 100 млн. рублей до 300 млн. рублей.

К организациям, имеющим право применять упрощенную систему налогообложения, предлагается отнести тех, чьи доходы итогам отчетного (налогового) периода превысили 200 млн. рублей вместо 60 млн. рублей, закрепленных в действующем законодательстве.

4.9. Предоставление двухлетних налоговых каникул малым предприятиям. Принятие закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования налогообложения впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства)»  (№ 553175-6 внесен 24.06.2014 г.)

Предлагается установить 2-х летние налоговые каникулы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – как для вновь создаваемых, так и зарегистрированных.

Для субъектов малого предпринимательства,  а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в течение двух отчетных периодов с момента их государственной регистрации страховые взносы предлагается снизить: в  Пенсионный фонд Российской Федерации – до 16 процентов; в Фонд социального страхования Российской Федерации – до 0,5 процента; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – до 0,5 процента.

4.10. «О внесении изменений в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения в перечень видов хозяйственной деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, – производство хлеба и хлебобулочных изделий). (№678692-6 внесен 16.12.2014 г.)

4.11. «О внесении дополнения в статью 346.50 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части предоставления права субъектам Российской Федерации снижать ставку налога до 4 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков патентной системы налогообложения). (№696189-6 внесен 13.01.2015 г.)

5. Бюджетная политика

Первым шагом при формировании  антикризисной бюджетной политики должен стать ответ на принципиальный вопрос: жесткая это будет политика или мягкая? Планируется экономить на расходах? Или, наоборот, стимулировать государственные расходы, платежеспособный спрос населения и инвестиции?

Второй шаг – перерасчет бюджета на 2015 год в изменившихся условиях, с учетом разнонаправленных факторов: инфляции, цены на нефть, курса рубля. Вне зависимости от того, какая именно бюджетная политика будет выбрана, не обойтись без точного прогноза реальных доходов. Причем, что важно, доходов именно в рублях. Тщательные расчеты показывают, что сокращения доходов бюджета на 3 трлн. рублей, о котором говорил министр финансов, не будет. Потеря части валютных поступлений в результате снижения цены на нефть компенсируется ростом курса доллара к рублю, а возможный трехпроцентный спад экономики – доходами бюджета, полученными за счет более высокой инфляции. Из-за высокой инфляции индекс-дефлятор по ВВП в условиях экономического спада оказывается даже на 2 процента выше того, который правительство заложило в основу бюджета-2015 (105,5 или, по другим оценкам, 106,4).

Таким образом, максимальные потери бюджета по доходам в рублевом исчислении составят не 3 трлн. рублей, а  около 700 млрд. рублей, что даже в рамках правительственной концепции «примирения с кризисом» не дает оснований для секвестра бюджета, который в Правительстве считают неизбежным. Кстати, основной причиной потери доходов бюджета в нынешней ситуации является «налоговый маневр» (табл.8).

Есть ли альтернатива стратегии урезания расходов? Безусловно. Это мягкая бюджетная политика, стимулирование платежеспособного спроса населения через индексацию (в соответствии с инфляцией) заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий и пособий, а также стимулирование инвестиционного спроса. В основе формирования такой политики должен лежать тщательный учет всех доходов, которые может получить бюджет за счет инфляции, курсовых разниц, отмены налогового маневра и в результате мер по стимулированию экономического роста.

В предлагаемом  варианте антикризисной программы сокращения доходов бюджета не предполагается. Напротив, предусматриваются дополнительные доходы, которые появятся после отмены «налогового маневра»: снижение НДПИ позволит увеличить налог на прибыль, средства которого поступают как в федеральный, так и в региональные бюджеты. В результате федеральный бюджет получит порядка 16-20 млрд. рублей дополнительных доходов, а региональные — около 160 млрд. рублей.  Это даст возможность компенсировать бюджетные потери, вызванные введением предлагаемых нами стимулирующих экономический рост налоговых льгот: малому бизнесу и так называемой инвестиционной секторальной льготы – по наиболее приоритетным направлениям поддержки отраслей промышленности.

Не сокращать бюджетные расходы позволит также «техническое» увеличение дефицита бюджета, при котором нет необходимости прибегать к каким-либо заимствованиям, внешним или внутренним. Имеется в виду перенос профицита бюджета 2014 года в бюджет 2015-го. Пока перенесено только 150 млрд. рублей, а 1 трлн. рублей будет направлен (по запутанной схеме, но фактически это профицит бюджета 2014 года) на докапитализацию банков. Совершенно излишний и неэффективный расход, недопустимый в нынешних условиях. В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) надо оставить не более 200 млрд. рублей, что в принципе сравнимо с теми средствами, которые были потрачены на санацию банков и возмещения вкладчикам в 2008-2009 годах. В нынешних условиях 200 млрд. рублей вполне хватит, в том числе и на помощь банкам в связи с реструктуризацией долга по валютной ипотеке. Остальные 800 млрд. рублей нужно направить в бюджет-2015 и использовать как источник покрытия дефицита. Это позволит не сокращать государственные расходы, а, напротив, проиндексировать их по целому ряду направлений (Табл.8).

Принципиальная позиция авторов альтернативной антикризисной программы: бюджетные средства должны использоваться не для докапитализации банков, а направляться на инвестиции в реальный сектор. Соответственно, 450 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния, которые предполагалось использовать на докапитализацию банков, должны быть направлены исключительно на инвестиционные цели – под конкретную проектно-сметную документацию. Если проектно-сметная документация уже подготовлена по тем инфраструктурным самоокупаемым проектам, которые предполагалось финансировать  за счет кредитов банков в счет средств ФНБ, то такие проекты могут финансироваться непосредственно из бюджета как бюджетные инвестиции в счет средств ФНБ, переведенных в бюджет. Если по каким-то из утвержденных проектов  пока не готова (или готова не полностью) проектно-сметная документация, то средства должны быть направлены на другие объекты.

Таблица 8

Сравнение основных характеристик бюджета

(Действующий закона о федеральном бюджете, прогноз при кризисном плане Правительства, прогноз при реализации  альтернативной антикризисной программы)

Действующий бюджет на 2015 год Антикризисная программа Правительства РФ Альтернативный антикризисный план
1. Средняя цена нефти «Юралс», долл. США/баррель 100,0 50,0 50,0
2. Инфляция, % 105,5 112,0 112,0
3. Рост ВВП, % 101,2 97,0 103,0
4. Курс доллара США 37,7 65,0 65,0
5. Доходы бюджета, всего, млрд. руб. 15 082,4 14 206,0 14 905,0
5.1. Налоговые доходы 9 706,0 8 451,0 7 983,0
5.1.1. Налог на прибыль 415,5 402,0 488,0
5.1.2. НДС 4 104,6 4 186,1 4 432,0
5.1.3. Акцизы 602,9 602,9 602,9
5.1.4. НДПИ 4 440,8 3 261,2 2 461,0
5.2. Неналоговые доходы 5 376,4 5 755,0 6 922,0
5.2.1. Ввозные таможенные пошлины 623,0 1 094,0 1 094,0
5.2.2. Вывозные таможенные пошлины 3 331,8 4 097,3 5 219,0
5.2.3. Доходы от использования имущества 564,9 564,9 609,0
5.3. Нефтегазовые доходы 7 717,2 7 358,0 7 680,0
5.4. Ненефтегазовые доходы 7 365,2 6 848,0 7 225,0

 

Еще одна необходимая мера – возврат 50 млрд. рублей, которые были выделены Агентству кредитных гарантий. Эти  средства, выделенные в 2014 году, фактически малым бизнесом не освоены. 38 млрд. рублей находятся на депозитах в банках, на 12 млрд. приобретены ОФЗ. Они должны быть возвращены в бюджет и использоваться на прямые инвестиционные гранты малым предприятиям, как это предусмотрено Правительством РФ по инновационным малым предприятиям в объеме 5 млрд. рублей.

В результате вышеперечисленных мер бюджет может получить дополнительно 850 млрд. рублей в результате переноса средств остатков средств 2014 года в дополнении к 150 млрд. рублей, перенос которых предусмотрен ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год».

Еще одно важное направление предлагаемой нами бюджетной политики – рационализация расходов путем перераспределения средств внутри бюджета. Так, в бюджете-2015 заложено 200 млрд. рублей на повышение заработной платы государственным служащим. От этого в сложившихся условиях нужно отказаться, проведя только 5-процентную индексацию зарплат госслужащих. Кроме того, дополнительные 14 млрд. рублей можно получить, отменив перевод высших судов в Санкт-Петербург. Еще 3,3 млрд. рублей – за счет отказа от финансирования свободных экономических зон (взноса в уставный капитал): как показывает анализ, эффективность использования этих средств крайне низка. И, наконец, требуется не проводить новых заимствований (как внешних, так и внутренних), а покрытие бюджетного дефицита осуществлять за счет остатков прошлого года и Резервного фонда. Это позволит сэкономить на обслуживании государственного долга. В совокупности за счет перераспределения и исключения неэффективных расходов объем средств для реализации антикризисных мероприятий может быть увеличен еще на 227 млрд. рублей.

Стратегия бюджетной политики альтернативного  антикризисного плана – оптимизация инвестиционных расходов без их сокращения. Задача – добиться использования бюджетных средств для стимулирования развития реальной экономики, создания новых рабочих мест. Требуется проанализировать все статьи бюджета, предусматривающие инвестиционные расходы, проведя своего рода инвентаризацию. Везде, где есть возможность, вложение в уставные капиталы нужно заменить на прямые бюджетные инвестиции под конкретную проектно-сметную документацию. Если иного механизма реализации бюджетных инвестиций кроме как через вложения в уставные капиталы ОАО нет, то надо исключить предоставление средств на приобретение активов. Иными словами, надо не «гонять имущественные права», а вкладывать бюджетные средства в реальные инвестиции в основной капитал: все вложения бюджетных средств в уставные капиталы должны осуществляться по специальным соглашениям, под конкретные инвестиционные программы.

При отсутствии реальной проектно-сметной документации и гарантий использования предоставленных бюджетных средств в полном объеме в течение 2015 года финансирование имущественных взносов и вложений в уставные капиталы  осуществляться не должно. По нашим прогнозам, это позволит высвободить порядка 100-150 млрд. рублей для переброски на более эффективные проекты.

Мероприятия в области бюджетной политики

5.1. Отказ от «налогового маневра» и проведение контрманевра позволит избежать сокращения номинального (рублевого) объема поступлений от нефтегазовых доходов.

5.2. Перенос профицита 2014 года (остатка бюджетных средств) в качестве источника финансирования дефицита бюджета. Из 1 трлн. рублей, выделенных на докапитализацию банков через АСВ, 800 млрд. рублей целесообразно перераспределить в бюджет.

5.3. Возврат в бюджет 50 млрд. рублей, выделенных в качестве имущественного взноса Агентства кредитных гарантий.

5.4.   Отказ от нового порядка оплаты труда государственных служащих.

5.5.   Отказ от переноса судов в Санкт-Петербург и экономия 14 млрд. рублей.

5.6. Отказ от новых чистых заимствований и экономия на расходах на обслуживании долга.

Таблица 9

Предложения по сокращению расходов федерального бюджета на 2015 год в Альтернативном антикризисном плане

1. Резерв на повышение заработной платы государственным служащим - 200 млрд. руб.
2. Расходы на обслуживание государственного долга - 20 млрд. руб.
3. Взнос в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» - 3,232 млрд. руб.
4. Бюджетные ассигнования на строительство зданий Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге - 14,640 млрд. руб.
ИТОГО (без госгарантий): - 226,872 млрд. руб.

Основные направления расходования бюджетных средств:

5.7. Списание задолженности по бюджетным кредитам субъектам Федерации.

5.8. Прямые дотации  и субсидии бюджетам субъектов Федерации на покрытие дефицитов бюджетов и индексацию заработной платы работников бюджетной сферы и пособий на фактическую инфляцию — 250 млрд. рублей.

5.9.   Возврат 140 млрд. рублей, полученных вследствие снятия верхнего предела по заработной плате при уплате страховых взносов, из федерального бюджета в Фонд медицинского страхования для финансирования программ государственных гарантий (законопроект № 527917-5).

5.10.  Компенсация 140 млрд. рублей  бюджетам  субъектов РФ за счет других источников доходов  федерального бюджета.

5.11.  Предоставление 55 млрд. рублей прямых грантов  малому бизнесу, в том числе – 5 млрд. рублей, предусмотренные Антикризисным планом Правительства РФ на гранты малым инновационным предприятиям,.

5.12.  Выделение дополнительных ассигнований по разделу здравоохранение — 100 млрд. рублей.

5.13. Выделение дополнительных ассигнований по разделу образование — 50 млрд. рублей.

5.14.  Индексация пенсий и пособий  на фактическую инфляцию — 300 млрд. рублей.

5.15. Реализация инвестиционной программы  под проектно-сметную документацию и отраслевых программ импортозамещения  за  счет Фонда национального благосостояния — 450 млрд. рублей.

5.16. Перераспределение  имущественных взносов и взносов  в уставные капиталы на инвестиционные проекты под конкретную проектно-сметную документацию.

5.17. Возврат к сметному финансированию бюджетной сферы с выделением фонда заработной платы.  Индексация смет бюджетных учреждений в здравоохранении на 25%, в образовании на 10%.

  1. 6.    Финансово-кредитная политика

Сегодня Центральный банк проводит крайне противоречивую финансово-кредитную политику. С одной стороны, ее можно охарактеризовать как жесткую: ставка рефинансирования увеличена до фактически запретительного уровня в 17 процентов (впоследствии 15%). С другой стороны, планируется массированная, на 1,5 трлн. рублей, программа докапитализации банков. ЦБ пытается добиться сжатия денежной массы за счет увеличения ключевой ставки – и одновременно планируется предоставление банкам 1,5 триллионов рублей не по ставке рефинансирования, а бесплатно.  Экономике решено предоставлять деньги дорогие, а банкам – дешевые или вообще дармовые.

Параллельно ЦБ разрешает банкам сокращать резервы по «плохим долгам». Таким образом, жесткость кредитной политики (высокую ставку рефинансирования) ЦБ пытается смягчить за счет поощрения  рисковой политики.

Альтернативный антикризисный план предусматривает проводить мягкую финансово-кредитную политику за счет снижения ключевой ставки при исключении кредитных рисков банковской системы.

Мероприятия в области финансово-кредитной политики

6.1.  Снижение ключевой ставки до 8% годовых.

6.2. Фиксация на законодательном уровне предельного размера банковской маржи как разницы между депозитной и кредитной ставками на уроне 3%.

6.3. Принятие закона о строительных сберегательных кассах и введение его в действие с 2015 года. Принятие закона «О строительных сберегательных кассах» (№28346-6 от 28.02.2012), позволит дополнительно привлечь в банки до 100 млрд. рублей уже в 2015 году. Иными словами – пополнить банковскую ликвидность снизу, а не прямыми вливаниями государственных «антикризисных» средств.

6.4. Провести конверсию долга по валютной ипотеке. Принятие проекта федерального закона «О реструктуризации обязательств граждан по кредитным договорам и договорам займа, выраженным в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации» (№700708-6 от 16.01.2015).

6.5. Предоставление любых форм  финансовой помощи банкам  при выполнении определенных условий:

а) предельная ставка по кредитам устанавливается на уровне 8% (ключевая ставка) +3% (предельная маржа)

б) реструктуризация долга по валютной ипотеке

в) реструктуризация долга по ипотечным и потребительским кредитам гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию

6.6. Выделение средств через АСВ на санацию банков в объеме, не превышающих 200 млрд. рублей.

7. Экстренные меры по поддержке малых предприятий

7.1. Расширение возможностей реализации продукции в системе нестационарной, выездной торговли, торговли со склада.

7.2. Направление 55 млрд. рублей на прямые гранты (субсидированные гранты) малым предприятиям под инвестиционные программы и закупку оборудования у отечественного производителя.

7.3. Переориентация 50 млрд. рублей, предполагаемых для выделения на проведение мер по активной политики занятости, на субсидии, гранты малым и средним предприятиям  под программы создания (сохранения) рабочих мест.

7.4. Развитие системы франчайзинга. Принятие закона «О франчайзинге» (№ 503845-6 внесен 21.04.2014 г.).

В настоящее время в Российской Федерации закон и понятие «франчайзинга» отсутствуют. Тем не менее, предприниматели активно используют в своей практике и активно развивают форму этого вида деятельности. На данный момент они действуют исключительно на основании гл. 54 Гражданского кодекса «О коммерческой концессии». Предпринимательское сообщество заинтересовано в том, чтобы были законодательно закреплены понятия, регламентирующие данный вид деятельности, но в первую очередь – был поставлен заслон фиктивно действующим на рынке недобропорядочным компаниям.

Должен быть введен понятийный аппарат с учетом международной практики и многолетнего опыта работы в этой сфере. Необходима разработка и введение преддоговорного этапа при заключении договора франчайзинга. Должны быть разработаны требования к статусу франчайзора. Требования должны быть установлены также и для франчайзи.

Для защиты интересов добросовестных франчайзоров при раскрытии информации о франшизе на преддоговорном этапе необходима для целей федерального закона «О франчайзинге» разработка положений об упрощенном режиме введения коммерческой тайны, предполагающих тезис о том, что любая информация, попавшая к франчайзи на преддоговорном этапе, является коммерческой тайной франчайзора, если из существа информации следует такой вывод.

Такие нововведения поддержат баланс интересов сторон, их прав и обязанностей, решат проблему франшиз-пустышек, очистят рынок франшиз от недобросовестных франчайзоров и франчайзи, что, как следствие, положительно скажется на отрасли в целом.

7.5. Принятие федерального закона  «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части установления дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) (№ 492569-6 внесен 08.04.2014 г.)

Проект указанного федерального закона вносится в целях установления дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для чего возможно обратиться к опыту поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который был наработан в Российской Федерации с середины 1990-х годов.

Необходимо возродить ранее существовавший Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства с учетом новой структуры федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в таких мерах государственной поддержки как:

– недопустимость принятия законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающих размеры налоговых платежей субъектов малого

и среднего предпринимательства, тем самым ухудшающих их финансовое положение. Эта норма должна быть законодательно закреплена в форме основного принципа государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и действовать как минимум 4 года;

– наличие государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства с гарантированным защищенным финансированием за счет средств соответствующих бюджетов;

– создание фондов поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях государственной и муниципальной власти РФ.

7.6. Принятие федерального закона  «О внесении дополнений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в части распространения положений закона на страхование денежных средств, размещенных на расчетных счетах отельных юридических лиц и используемых для выплаты заработной платы работникам).  (№ 626520-6 внесен 17.10.2014 г.)

В последнее время увеличилось количество случаев отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензий коммерческих банков.

Вместе с тем значительное количество юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, открывают расчётные счета в небольших коммерческих банках. Это связано в первую очередь с невысокими тарифами на открытие и обслуживание банковского счета, установленными в указанной категории банков.

Как правило, денежные средства, размещаемые на таких счетах, в-первую очередь расходуются на выплату так называемой «белой» заработной платы сотрудникам.

Ликвидация или приостановление деятельности банков, в отсутствии цивилизованной системы страхования денежных средств, размещённых субъектами малого и среднего предпринимательства на расчётных счетах в банках, вынуждает их переходить к «серым» схемам выплаты заработной платы, с целью минимизировать понесенные ими убытки, а также нарушает права работников.

Считаем, что распространение действия сложившейся «системы страхования вкладов физических лиц» на денежные средства, размещённые субъектами малого и среднего предпринимательства на расчётных счетах в банках, позволит установить со стороны государства дополнительные гарантии для субъектов малого и среднего бизнеса, а также для их работников.

8. Реформирование системы государственных закупок

8.1. Установить предельные размеры цен по широкой номенклатуре продукции, закупаемой государственными и муниципальными учреждениями.

8.2. Разрешить осуществлять государственные закупки на суммы, не превышающие 60 млн. рублей, без конкурсной процедуры по ценам не выше установленных, если закупка осуществляется у отечественного производителя.

8.3. Разрешить   государственным учреждениям, компаниям с государственными участием  заключать  прямые долгосрочные контракты, стабилизированные по ценам и объемам, с отечественными производителями вне конкурсных процедур.

8.4. Государственную программу перевооружения перевести на прямые долгосрочные контракты, стабилизированные по ценам и срокам, обеспечить аналогичные долгосрочные контракты с субподрядчиками предприятий оборонного комплекса.

8.5. Пересмотреть Федеральный закон №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе», в том числе внести следующие изменения:

  • отмена залогов при проведении тендера на получение оборонного государственного заказа для облегчения участия предприятий, без необходимости привлечения банковских гарантий;
  • исключение требований по обеспечению обязательств при размещении контракта.

8.6. К участию в тендерах допускать только компании-производители, исключив посредников и уменьшив, таким образом, коррупционную составляющую.

9. Общие принципы оказания государственной поддержки частным предприятиям и предприятиям 

с государственным участием

Государство осуществляет помощь предприятиям и организациям преимущественно через снижение налогов и формирование государственного заказа на их продукцию и услуги.

Оказание финансовой помощи, в том числе кредитной поддержки, осуществляется при условии деоффшоризации  и полного раскрытия информации.

9.1. В случае оказания государственной поддержки в безвозвратной форме осуществляется передача активов предприятия в собственность государства на сумму государственной поддержки – за исключением грантов малым и средним предприятиям (п.5.11 плана).

9.2. Собственники  и менеджмент предприятий, которым оказывается государственная поддержка, должны выполнять  условия, определенные  в подпунктах 1-3. Эти же условия распространяются на предприятия, получающие кредиты на реструктуризацию долга от кредитных организаций с государственным участием:

  1. Отказ от увольнения работников.
  2. Для собственников:

–                                                                  реализация зарубежных активов и активов, используемых для личного потребления, с направлением этих средств на погашение долгов;

–                                                                  реализация непрофильных активов с направлением этих средств на погашение долгов;

–                                                                  отказ от выплаты дивидендов, опционов  собственникам.

3. Для менеджмента:

–                                                                  отказ от выплаты бонусов, премий, опционов менеджменту;

–                                                                  ограничение максимальных окладов руководящему составу на период 2015-2017 годов размерами, не превышающими денежное вознаграждение министра Российской Федерации.

9.3. Публичная открытая отчетность, информация о  конечных бенефициариях и собственниках предприятий, их доходах, об использовании средств государственной помощи, заработной плате на предприятиях и количестве работников.

10.   Социальная сфера и поддержка уровня жизни населения, обеспечение социальной стабильности

Все антикризисные меры, их ресурсное и финансовое обеспечение должны исходить из того, что  низкий уровень жизни населения и крайне неравномерное распределение имущества и доходов между группами населения привели к тому, что все располагаемые резервы для выхода из кризиса сосредоточены в руках государства (федерального уровня) и бизнеса (преимущественно крупного и крупнейшего). Именно они должны нести основное бремя  расходов по выходу из кризиса.

Средства, выделяемые на решение социальных проблем, должны использоваться наиболее эффективным образом и идти по тем направлениям, которые дают максимальных социальный эффект при разумных затратах.

   Мероприятия в области заработной платы и занятости

10.1. Мораторий на сокращение работников федеральных бюджетных учреждений и военнослужащих до 2016 года. Федеральное правительство обеспечивает средствами бюджеты субъектов Российской Федерации для введения аналогичного моратория для бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

10.2. Государство обуславливает все формы непосредственной поддержки бизнеса сохранением рабочих мест и сохранением достигнутого реального уровня заработной платы (за исключением топ-менеджмента и руководства предприятий с государственным участием, которым предписывается сократить размер материального вознаграждения ).

10.3. Индексация денежных доходов населения – заработной платы бюджетников, пенсий и пособий.

Мероприятия в области политики доходов и льгот

10.4. Индексация единовременных денежных выплат и частичное восстановление натуральных льгот.

10.5. Обеспечение бесплатного питания всех школьников начальной школы (5 млн. человек). Обеспечение бесплатным питанием всех школьников средней и старшей школы, у которых доход семьи в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума, а также школьников, хотя бы один из родителей которых был уволен по сокращению штатов и зарегистрирован как безработный.

Мероприятия в области пенсионного  обеспечения

10.6. В области пенсионного обеспечения ввести мораторий на  переход на определение размера страховой пенсии по новой «балльной» формуле, отменить действие Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

10.7. Отказаться от сокращения учета заработка для работающих пенсионеров, учитывать все уплаченные взносы работающих пенсионеров при расчете пенсий.

10.8. Окончательно отказаться от накопительной составляющей в государственном пенсионном обеспечении. Это позволит стабилизировать уровень пенсий и сократить хронический дефицит Пенсионного фонда как минимум на 650-700 млрд. рублей в ближайшие три года.

10.9. Восстановить в полном объеме «нестраховые» периоды, имеющиеся в трудовом стаже до 2002 года  (при учете в трудовом стаже не более 5 лет),  и частично снять ограничения по уровню учитываемой заработной платы – увеличить коэффициент по заработной плате до 1,6. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям установить диапазон от 1,7 до 1,9.  Для работающих на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда – до 1,9. Внести соответствующие изменения в пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (законопроект № 465163-4 «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (об учете «нестраховых периодов» в общем страховом стаже при оценке пенсионных прав застрахованных лиц) – отклонен 14.04.2010).

10.10. С 2016 года изменить структуру тарифов страховых взносов путем перехода к плоской шкале страховых взносов на уровне 22% (без установления верхнего предела заработной платы, с которой начисляются страховые взносы) и встраивания фактора прогрессии в солидарную часть пенсионного взноса.

Мероприятия в области здравоохранения

Расходы на содержание и развитие отрасли сокращаются. При планируемом в 2015 году росте расходов бюджетной системы в целом на 11,5% рост расходов на здравоохранение отстает и составляет 8,5%. Доля расходов из всех источников в расходах бюджетной системы сокращается с 9,4% в 2014 году до 9,2% в 2015 году.

Доля государственных расходов в ВВП также снижается и в 2015 году планируется на уровне не более 3,6%. Это один из самых низких показателей в мире. Государство последовательно снимает с себя ответственность за сохранение здоровья граждан, создает условия для коммерциализации отрасли  и  призывает население активно участвовать в софинансировании.

Значительная часть государственных ресурсов, в том числе финансовых, расходуется в коммерческих целях и неэффективно. Для предоставления платных услуг используются помещения и медицинское оборудование в государственных учреждениях, платные услуги предоставляются одновременно с бесплатными в одно  то же рабочее время, дорогостоящее оборудование простаивает.

Предлагаются следующие меры для удержания ситуации в отрасли в 2015 году как минимум на сложившемся уровне:

10.11. Увеличить финансирование отрасли, отменив дотацию Федеральным фондом ОМС Федерального бюджета в размере 140 млрд. рублей.

10.12. Затормозить дальнейшее формирование  одноканальной системы финансирования отрасли. В последующем полностью отказаться от одноканальной модели.

10.13. Обеспечить финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи непосредственно из федерального бюджета.

10.14. Отменить (приостановить) действие федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, создающего  условия для  коммерциализации здравоохранения и перераспределения финансовых и материальных ресурсов в пользу финансового менеджмента. Отказаться от системы государственного контракта в медицинских учреждениях и вернуться к сметному финансированию.

Защита населения от роста расходов на ЖКХ

10.15. Срочное внесение в законодательство изменений, обеспечивающих предоставление жилищных субсидий всем гражданам, у которых расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 10% от доходов семьи.  (Законопроект № 143850-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (по вопросу установления размера максимальной доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи) отклонен 11.03.2011).

10.16. Заморозить тарифы на услуги естественных монополий и жилищно-коммунальные услуги  на следующем уровне: индекс инфляции минус 5%.

10.17. Ввести на 2015 год мораторий на введение  взносов на капитальный ремонт.

10.18. Ввести мораторий на требование обязательности установления приборов учета воды и тепла. (Законопроект № 17538-3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части отмены обязательной установки индивидуальных приборов учета энергоресурсов) —  отклонен 21.11.2014).

Защита населения от «банкротства физического лица».

10.19. Мораторий на введение в силу   федерального закона № 476-ФЗ от 29.12.14 «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника». Мораторий на любые формы применения мер по отношению к физическим лицам, оказавшимся в состоянии банкротства, а именно мораторий на выселение людей из занимаемого жилья за неуплату, а также при просрочках по ипотечным кредитам, если это связано с потерей доходов или иными форс-мажорными обстоятельствами. Соответствующий проект федерального закона подготовлен и внесен  на рассмотрение Государственной Думы 16.02.2014.

10.20. Субсидирование процентных ставок по выданным физическим лицам потребительским кредитам в случае потери заемщиком рабочего места.

10.21. Введение моратория на  выселение из жилищного фонда за неуплату, а также при невыплатах по ипотечным кредитам в связи с потерей доходов и иными форс-мажорными обстоятельствами (Законопроект № 704873-6 от 21.01.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

10.22. Продление бесплатной приватизации жилья до 2018 года. (Законопроект № 712166-6 от 30.01.15 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

11. Межбюджетные отношения

11.1.  Списание задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на финансирование строительства детских дошкольных учреждений и обеспечение сбалансированности бюджетов.

11.2. Выделение дополнительных средств из федерального бюджета в 2015 году в объеме до 250 млрд. рублей на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. Выделение дополнительных средств осуществляется при выполнении субъектов Федерации следующих условий:

- предоставление льгот субъектам малого предпринимательства по специальным налоговым режимам;

- приведение денежного вознаграждения гражданских государственных служащих субъекта Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующего региона, к уровню, не выше денежного вознаграждения государственных служащих федеральных органов власти;

- введение моратория на сокращение работников государственных и муниципальных учреждений  социальной сферы;

- введение системы регулирования  оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях социальной сферы, а также в государственных унитарных предприятиях   и организациях с долей участия субъекта РФ более 50%.

11.3.  Долгосрочное контрактирование, сбалансированное по срокам и ценам без конкурсных процедур,  между предприятиями  промышленности и сельского хозяйства и государственными и муниципальными бюджетными учреждениями и иными государственными заказчиками, расположенными в одном и том же субъекте РФ.

12. Отраслевые антикризисные программы

12.1. Разработка отраслевых программ государственной поддержки и импортозамещения, учитывающих специфичные для каждой отрасли механизмы субсидирования, контрактирования, кредитования, логистики; установления кооперационных связей.

12.2. В отраслях промышленности, выпускающих продукцию с высокой степенью локализации производства комплектующих,  осуществить  субсидирование  отечественных потребителей этой продукции, используемой в производственных целях, в размере 25%  от стоимости. Распространить опыт субсидирования  закупок отечественной сельскохозяйственной техники сельхозпроизводителями на: машины и оборудование,  электрооборудование, электронное и оптического оборудование, транспортное оборудование и другие подотрасли.

12.3. Обеспечить субсидирование процентных ставок по кредитам на сезонную закупку сырья и материалов  для следующих отраслей: текстильная промышленность, обработка древесины и деревообработка, кожевенная  промышленность.

 Программа поддержки топливно-энергетического комплекса

12.4. Принятие закона об инновационной деятельности. Распространение пакета налоговых льгот, реализованных  в Сколково, на  предприятия, деятельность и продукцию, отвечающую критериям высокотехнологичного  импортозамещения в ТЭКе.

12.5. Законодательное закрепление моратория на рост цен выше объявленной инфляции при условии получения компанией-поставщиком ресурсов прямой или косвенной поддержки из бюджетной системы  и ФНБ.

12.6. В электроэнергетике отказ от маргинальной модели формирования псевдорыночных цен, ведущей к их росту в геометрической прогрессии. Переход к модели «единый покупатель» под контролем государства.

12.7. Завершение формирования национальной сетевой комиссии, оптимизация, реструктуризация  и консолидация ТСО.

12.8. Отказ от абсолютного запрета на совмещение генерации, транспортировки и сбыта. Минимизация («чистка») посреднических структур  в сбытовых организациях в электро- и теплоэнергетике

12.9. В теплоэнергетике усилить влияние муниципалитетов,  расширить объем реализации услуг теплоэнергетике на основе нормирования допустимых затрат.

13.  Общая сравнительная оценка  мероприятий и расходов по Альтернативному антикризисному плану депутатов и  антикризисному плану Правительства РФ  

Таблица 10

Сравнение расходов (млрд. руб.) и структура антикризисных планов

Альтернативный антикризисный план депутатов Антикризисный план Правительства
Снижение налогов за счет отказа от «налогового маневра» 800 нет
Снижение налогов на малый бизнес 180 – 200 На усмотрение субъектов Федерации
Восстановление инвестиционной льготы по налогу на прибыль нет
Финансовая поддержка банковской системы 200 1655
Межбюджетные отношенияКредитыПрямые субсидии и дотации 250250 160нет
Индексация пенсий и пособий по фактической инфляции 300 188
Гранты малому бизнесу 55 5
ЗдравоохранениеВозврат средств ОМСУвеличение финансирования 140100 нетнет
ОбразованиеУвеличение финансирования 50 нет
Бесплатное школьное питание 30 млрд. нет
Строительство социального жилья, ремонт в системе ЖКХ 100 млрд. нет
Инвестиционные программы за счет ФНБ и отраслевые программы импортозамещения 450 20
Гарантии реальному сектору 200 200
Поддержка сельского хозяйства 50 50
Итого расходы по антикризисному плану 2725 1925
Итого прямые ассигнования банковскому секторуВ процентах к общему объему расходов на антикризисные меры 2007% 165586%
Итого ассигнования на социальную сферу и поддержку населенияВ процентах к общему объему расходов на антикризисные меры 64623% 22011%
Итого прямая поддержка предпринимателей, с/х, инвестиции 90033% 703,6%

Об авторе

Количество записей : 3414

Оставить комментарий

Вы должны быть авторезированы чтобы оставлять комментарии.

© 2013-2023 PromportalNDG.ru

Scroll to top